Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 г.
Анализируя данные Отчета о работе судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях1, отмечу, что в 2022 г., как и в другие годы, наиболее часто назначаемым видом наказания были административные штрафы. Интересна тенденция последних трех лет: при снижении количества штрафов их сумма растет. Кроме того, условный средний размер штрафов в 2022 г. вернулся к допандемийному.
В частности, в 2022 г. назначены 4 111 687 штрафов на сумму 80 329 067 791 руб., – т.е. условный средний штраф составляет порядка 19,5 тыс. руб. Для сравнения: в 2021 г. средний размер штрафа составлял 16,8 тыс. руб. (назначены 4 715 763 штрафа на сумму 79 464 690 832 руб.), в 2020 г. – 12,3 тыс. руб. (4 808 148 штрафов на сумму 59 269 356 041 руб.). Между тем в 2019 г. один условный средний штраф составлял 19 627 руб. (в 2019 г. были назначены 4 242 233 штрафа на сумму 83 263 336 150 руб.).
Из года в год статистика подтверждает актуальность проблемы исполнения наказания в виде наложения административного штрафа: большая часть налагаемых штрафов правонарушителями не уплачивается. Тем не менее ситуация понемногу улучшается: все больше наложенных штрафов взыскиваются. Так, в 2019 и 2020 гг. взысканы около 15% от общего количества наложенных штрафов, в 2021 г. – чуть менее 18% штрафов из назначенных были добровольно оплачены правонарушителями либо взысканы. В 2022 г. вступили в силу постановления о назначении административных штрафов на сумму, превышающую 78 млрд руб., из которых 23,5% (или 18 465 478 466 руб.) уплачены.
В Отчете № 1-АП предусмотрен столбец 31 «Взысканные, уплаченные по постановлениям, вступившим в законную силу в предшествующие отчетные периоды». Но даже с учетом сумм из этого столбца уплачивается менее 50% назначаемых штрафов.
Наибольшее количество поступивших в суды (1 903 709, или 26,2% от общего количества) дел касаются нарушений по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа). Этот показатель в процентном соотношении остается стабильным из года в год: в 2021 г. из всех поступивших в суды дел 22,5% были по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, в 2020-м – 22,2%, в 2019-м – 26,2%.
Указанная норма Кодекса предусматривает административную ответственность в виде двойного штрафа за неуплату штрафа в установленный срок – по общему правилу он составляет 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП).
При этом из 10 925 569 525 руб., назначенных в качестве штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, постановления по которым вступили в силу, были уплачены (добровольно и принудительно) в 2022 г. только 18% (2 019 274 871 руб.).
В 2022 г. по сравнению с 2021 г. сократилось количество назначаемых предупреждений. Назначением наказаний закончились 6 063 905 дел, из них только по 12,44% (или по 754 835 делам) назначено предупреждение. В 2021 г. предупреждение назначалось в 19% дел (для сравнения: в 2020 г. – в 12,9%, в 2019 г. – в 5%).
Статистика показывает, что постановления о назначении наказания по делам об административных правонарушениях имеет смысл обжаловать, однако пользуются такой возможностью весьма незначительное число лиц, привлеченных к административной ответственности. Так, в 2022 г. из подвергнутых мировыми судьями и судами общей юрисдикции административному наказанию 6 063 905 лиц соответствующее постановление обжаловали только 149 476 (около 2,5%). Из обжалованных постановлений о назначении наказаний отменены 25 682, еще 7 151 (порядка 22%) изменено. Согласно п. 2 ст. 30.7 КоАП изменение постановления возможно только в том случае, если административное наказание не усиливает или иным образом не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Очень небольшую долю рассмотренных дел (3%, или 236 168 из 7 380 559) составляют дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП). При этом почти 50% этих дел (113 229) касаются осуществления предпринимательской деятельности без госрегистрации либо без специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 14.1 Кодекса).
Юридических лиц чаще всего в 2022 г. привлекали к ответственности за нарушения, связанные со взаимодействием с органами власти:
- неуплата штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП);
- непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП);
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП);
- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП);
- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля (ст. 19.4.1 КоАП).
Должностные лица организаций в 2022 г. чаще всего привлекались к административной ответственности за нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, а именно за:
- нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (ст. 15.5 КоАП);
- непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП);
- нарушение установленных законодательством об обязательном соцстраховании срока регистрации, а также порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования РФ; невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети «Интернет» информации об условиях осуществления деятельности в данной сфере (ст. 15.32, 15.33 и 15.33.1 КоАП);
- нарушение установленных законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР (ст. 15.33.2 КоАП);
- непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП) и неуплата административных штрафов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).
1 Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях (№ 1-АП).