×

О включении предмета выкупного лизинга в конкурсную массу лизингополучателя-банкрота

Комментарий к определению Верховного Суда РФ
Глушков Никита
Глушков Никита
Адвокат АП г. Москвы, Консалтинговая группа «Берингов»

В Определении  от 1 сентября 2021 г. № 305-ЭС20-8917 (3) по делу № А40-185154/2017 Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос, является ли осуществление лизинговых платежей третьими лицами за должника сделкой с предпочтением, и разъяснил, что при оспаривании в банкротстве лизинговых платежей необходимо учитывать особенности отношений сторон по договору выкупного лизинга. 

Читайте также
Можно ли считать осуществление лизинговых платежей за должника сделкой с предпочтением?
Верховный Суд посчитал, что совершение подобных платежей еще не свидетельствует об оказании предпочтения, так как не является предпочтением такое исполнение, которое может быть законно получено и при наличии дела о банкротстве
10 сентября 2021 Новости

Согласно фабуле дела конкурсный управляющий реализовал с торгов четыре автомобиля, являвшиеся предметом лизинга, и вырученные денежные средства включил в конкурсную массу. В период как до, так и после возбуждения дела о банкротстве компании-лизингополучателя третьи лица осуществляли лизинговые платежи за должника в пользу лизинговой компании. Полагая, что платежи совершены за счет должника с предпочтением по отношению к иным кредиторам, конкурсный управляющий обратился с заявлением о признании их недействительными. Требования управляющего были удовлетворены судом, а вышестоящие инстанции оставили данное решение без изменения.

Верховный Суд, отменяя судебные акты, указал, что оспаривание операций по перечислению лизинговых платежей могло привести к двойному взысканию в пользу должника, что несправедливо.

Данное дело представляет интерес с точки зрения квалификации правовой природы договора лизинга. ВС указал, что в случае нарушения должником его обязательств и расторжения договора лизинга имущество не включается в конкурсную массу, а остается в собственности кредитора.

В литературе существует мнение об ошибочности данного подхода. Критика основана на оценке договора выкупного лизинга как титульного обеспечения. В частности, Роман Бевзенко полагает, что следует отождествлять титульное обеспечение и залог в банкротстве, рассматривая банкротство лиц, предоставивших и получивших титульное обеспечение, как банкротство залогодателя и залогодержателя1. Соответственно, при банкротстве должника предмет титульного обеспечения по аналогии с залогом подлежит включению в конкурсную массу. В этом случае платежи, произведенные за должника третьими лицами, квалифицируются как сделки с предпочтением.

Под титульным обеспечением (обеспечительной собственностью) принято понимать такой вид обеспечения обязательства, когда обязательства кредитора обеспечиваются правом не залога, а собственности. В соответствии с данной конструкцией должник получает от кредитора денежные средства, а в качестве обеспечения передает ему право собственности на имущество, принадлежавшее должнику. После погашения долга право собственности на предмет обеспечения возвращается должнику. К обеспечительной передаче права принято относить такие сделки, как договор репо ценных бумаг (ст. 51.3 Закона о рынке ценных бумаг), возвратный лизинг (абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о лизинге), обеспечительный факторинг.

Представляется, что обеспечительную передачу права собственности следует отличать от резервирования титула (reservation of title). В данном случае должник получает от кредитора вещь, которую собирается приобрести в будущем, при этом право собственности удерживается (резервируется) кредитором в качестве обеспечения исполнения должником денежного обязательства. К резервированию титула можно отнести: сохранение права собственности за продавцом (ст. 491 ГК РФ), договор аренды с правом выкупа (ст. 624 ГК), выкупной лизинг (ст. 665 ГК).

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 17 указано, что приобретение лизингодателем права собственности на предмет лизинга служит для него обеспечением обязательств лизингополучателя по уплате установленных договором платежей, а также гарантией возврата вложенного. Соответственно, выкупной лизинг, правовую природу которого исследовал Верховный Суд, можно отнести к резервированию титула.

Если обратиться к зарубежному опыту (в частности, Германии), то по титульному обеспечению в конкурсном производстве обеспечителя кредитор (собственник), согласно судебной практике и господствующему мнению, наделяется лишь правом залогодержателя (залогового кредитора), а значит, может претендовать лишь на обособленное удовлетворение2. Между тем, согласно выводам Хансйорга Вебера, если договор, содержащий оговорку о сохранении за продавцом права собственности, в момент открытия конкурсного производства в отношении покупателя не был исполнен полностью или частично, управляющий может вместо должника исполнить договорные обязательства и потребовать их исполнения от другой стороны, однако он также вправе отказаться от исполнения. Если управляющий выбирает продолжение исполнения договора купли-продажи, он должен выплатить из массы оставшуюся к уплате часть покупной цены. В случае отказа от исполнения сделки купли-продажи он не может более противопоставлять свое владение требованию продавца о выдаче вещи3. Таким образом, в Германии допускается возможность изъятия предмета из конкурсной массы при резервировании титула продавцом, если покупатель не оплачивает товар.

Можно обратиться и к опыту Великобритании. Так, Ванесса Финч и Дэвид Милман указывают, что товар, находящийся во владении должника по договору с резервированием титула за продавцом, до его полной оплаты не является частью конкурсной массы должника4. То есть и в Германии, и в Великобритании резервирование титула, к которому можно отнести выкупной лизинг, не подлежит включению в конкурсную массу.

По этой причине представляется спорной позиция о необходимости включения предмета выкупного лизинга в конкурсную массу в каждом случае по причине иного правового режима для предмета выкупного лизинга, характерного для резервирования титула.

Как отметил ВС, конструкцией договора выкупного лизинга предусмотрено право должника на выбор: выплатить лизинговые платежи и стать собственником полученного имущества либо расторгнуть договор и определить завершающую обязанность одной из сторон. В силу закона и правовой природы договора выкупного лизинга вопрос перехода собственности в данном случае зависит от обстоятельств дела и управленческих решений руководства должника. В связи с этим при переходе предмета выкупного лизинга в собственность должника квалификация погашения лизинговой задолженности как сделки с предпочтением представляется неверной.


1 Бевзенко Р.С. Титульное обеспечение и доктрина акцессорности // Об обеспечении обязательств: Сб. ст. к юбилею С.В. Сарбаша. М., 2017. С. 46.

2 Хансйорг Вебер. Обеспечение обязательств. М., 2009. С. 239.

3 Там же. С. 270.

4 Vanessa Finch, David Milman. Corporate Insolvency Law. Perspectives and Principles. С. 512.

Рассказать:
Другие мнения
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат АП Московской области, партнер и руководитель налоговой практики Юридической фирмы Five Stones Consulting
Доначисление НДС – в силу закона
Налоговое право
ВС пояснил, как изменение налогового регулирования влияет на вознаграждение по сублицензионному договору
19 апреля 2024
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.
Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов
Земельное право
Новое регулирование и неоднородность судебной практики
18 апреля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. философ. наук, доцент по специальности «правоведение»
Право арендодателя на односторонний отказ от договора аренды не абсолютно
Гражданское право и процесс
Удалось добиться исключения из муниципального НПА незаконной нормы
17 апреля 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Если удержания из пенсии чрезмерно высоки…
Гражданское право и процесс
ВС обратил внимание на важность правильного выбора способа защиты права
17 апреля 2024
Воронкова Ирина
Воронкова Ирина
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Казаков и партнеры»
Недропользование или застройка: что в приоритете?
Земельное право
Кассация напомнила об особом порядке аренды земельных участков для добычи полезных ископаемых
12 апреля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Фактически выполненная адвокатом работа должна быть оплачена
Уголовное право и процесс
«Двойная защита» с «санкции» суда и ее последствия
10 апреля 2024
Яндекс.Метрика