×
Арбузов Александр
Арбузов Александр
Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»

25 января Минфин опубликовал проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». Законопроект призван регулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществление прав и исполнение обязательств по смарт-контрактам.

Документ содержит пять статей, в которых определены предмет регулирования и сфера действия положений, даны определения основным понятиям, описаны особенности выпуска так называемых токенов (в частности, этапы процедуры их выпуска, содержание публичной оферты и инвестиционного меморандума). Кроме того, перечислены особенности обращения цифровых финансовых активов.

Читайте также
Минфин определит правовой статус криптовалют и их пользователей
Министерство финансов разработало законопроект о регулировании оборота криптовалют и цифровых финансовых активов
30 Января 2018 Новости

Рассматриваемая инициатива, очевидно, является подтверждением того, о чем давно намекали и даже прямо говорили в СМИ: государство ищет способы поставить под правовой контроль то, что запретить практически невозможно, – криптовалюты. Почему невозможно запретить?

Во-первых, поезд уже ушел: сегодня только ленивый в России не покупает биткойны или эфириумы, не говоря уже о тех, кто их майнит. Только представьте, какой удар по финансовому положению этих людей оказал бы прямой запрет владения цифровыми финансовыми активами, обеспеченный карательной санкцией.

Во-вторых, учитывая отсутствие единого эмиссионного центра, запрет криптовалют был бы возможен лишь в случае согласованных действий многих государств – и то сомнительно. В то же время анонимность операций, которая гарантируется использованием в сделках цифровых финансовых активов типа биткойна, не может не беспокоить государство, так как зачастую, пользуясь этой анонимностью, производят платежи по незаконным операциям: купля-продажа наркотиков, оружия, финансирование терроризма и пр. Вот государство и пытается вовлечься в этот процесс в качестве регулятора, с тем чтобы сократить использование такого рода валют для явно неправовых целей. А заодно, подозреваю, и заработать на этом в виде налогов…

Причем из текста законопроекта мы видим, что законодателей волнуют не только существующие, но и будущие криптоденьги, которые могут начать появляться в скором будущем на волне всеобщей эйфории от легких денег, превратившись в своего рода «МММ», наживающихся на торговле денежными суррогатами.

В целом подход авторов законопроекта понятен. Предполагается сделать так, что владельцы электронных денег не будут самостоятельно участвовать в операциях в распределенном реестре записей, а станут для этих целей обращаться к операторам обмена цифровых финансовых активов (юридическим лицам, работающим в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и подчиняющимся требованиям Банка России), проводящим операции по своему отдельному реестру под контролем ЦБ РФ.

При этом операторы смогут открывать цифровые кошельки владельцам электронных активов лишь после прохождения ими процедуры идентификации в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Выпуск новых электронных валют и продажа токенов будут являться законными на территории РФ лишь при соблюдении определенных процедур, подконтрольных Банку России (осуществление только профессиональными операторами, предварительное размещение инвестиционного меморандума и прочих документов в сети «Интернет» и т.п.).

Кроме того, вводится ограничение на приобретение токенов на сумму более 50 тыс. руб. инвесторами, не являющимися в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг «квалифицированными инвесторами».

Похоже, таким образом законодатель пытается устранить сразу несколько беспокоящих его проблем:

  • анонимность владельцев электронных кошельков и их операций;
  • чрезмерная вовлеченность населения в приобретение биткойнов и прочих криптовалют;
  • опасность массовой бесконтрольной эмиссии новых криптовалют и их торговли в стиле «МММ».

Цели, вроде, благие, хотя и беспокоит всегда в таких случаях мысль о том, не вызвано ли стремление государства что-то проконтролировать лишь желанием в очередной раз обогатиться на налогах с населения. При этом реализация задуманного пока вызывает сомнения. Почему?

Нужно понимать, что мы имеем дело с сетью «Интернет», которая предполагает свободу распространения данных, а потому априори не поддается полному контролю. Как бы не получилось, что эти ограничения окажутся сродни «правилам похода в лес по грибы» (существуй они на самом деле) – установить такие правила можно, но люди все равно будут собирать грибы и делать то, что им заблагорассудится… Ведь не исключено, что, видя возникающие ограничения, заинтересованные лица начнут осуществлять ту же деятельность с токенами на территории стран, более лояльных к биткойнам и прочим криптовалютам. В результате вместо положительного эффекта ограничения приведут к тому, что те деньги, которые потенциально можно было заработать на биткойнах в России, будут аккумулироваться в других странах.

Рассказать:
Другие мнения
Добрынин Константин
Добрынин Константин
Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ
Без защиты?
Конституционное право
То, что адвокатура не вошла в новый вариант Конституции, не означает, что институт упразднен и с ним можно обращаться как угодно
02 Июня 2020
Макейчук Антон
Макейчук Антон
Партнер юридической компании Tenzor Consulting Group
Будет ли «работать» мораторий на банкротство?
Арбитражное право и процесс
Почему для предпринимателей введение ст. 9.1 в Закон о банкротстве равно ее отсутствию
29 Мая 2020
Кулаковский Владислав
Кулаковский Владислав
Юрист практики недвижимости и строительства юридической фирмы ART DE LEX
«Бремя первых»
Гражданское право и процесс
Наряду с достижениями проект о внесении в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости несет серьезные риски
26 Мая 2020
Калинин Евгений
Калинин Евгений
Старший юрист АБ «Андрей Городисский и партнеры»
Налогообложение НДФЛ процентов по вкладам (счетам) с 2021 г.
Налоговое право
На кого распространяется и что нужно учесть
25 Мая 2020
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат, партнер юридической фирмы FiveStonesConsulting
Никаких льгот и отсрочек...
Налоговое право
О выполнении адвокатами обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет в период пандемии
22 Мая 2020
Филимонов Александр
Филимонов Александр
Cоветник юридической фирмы «Косенков и Суворов»
«Золотая середина»
Налоговое право
Почему доходы по банковским вкладам должны облагаться налогом по тем же правилам, что и иные доходы
21 Мая 2020