25 января Минфин опубликовал проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». Законопроект призван регулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществление прав и исполнение обязательств по смарт-контрактам.
Документ содержит пять статей, в которых определены предмет регулирования и сфера действия положений, даны определения основным понятиям, описаны особенности выпуска так называемых токенов (в частности, этапы процедуры их выпуска, содержание публичной оферты и инвестиционного меморандума). Кроме того, перечислены особенности обращения цифровых финансовых активов.
Рассматриваемая инициатива, очевидно, является подтверждением того, о чем давно намекали и даже прямо говорили в СМИ: государство ищет способы поставить под правовой контроль то, что запретить практически невозможно, – криптовалюты. Почему невозможно запретить?
Во-первых, поезд уже ушел: сегодня только ленивый в России не покупает биткойны или эфириумы, не говоря уже о тех, кто их майнит. Только представьте, какой удар по финансовому положению этих людей оказал бы прямой запрет владения цифровыми финансовыми активами, обеспеченный карательной санкцией.
Во-вторых, учитывая отсутствие единого эмиссионного центра, запрет криптовалют был бы возможен лишь в случае согласованных действий многих государств – и то сомнительно. В то же время анонимность операций, которая гарантируется использованием в сделках цифровых финансовых активов типа биткойна, не может не беспокоить государство, так как зачастую, пользуясь этой анонимностью, производят платежи по незаконным операциям: купля-продажа наркотиков, оружия, финансирование терроризма и пр. Вот государство и пытается вовлечься в этот процесс в качестве регулятора, с тем чтобы сократить использование такого рода валют для явно неправовых целей. А заодно, подозреваю, и заработать на этом в виде налогов…
Причем из текста законопроекта мы видим, что законодателей волнуют не только существующие, но и будущие криптоденьги, которые могут начать появляться в скором будущем на волне всеобщей эйфории от легких денег, превратившись в своего рода «МММ», наживающихся на торговле денежными суррогатами.
В целом подход авторов законопроекта понятен. Предполагается сделать так, что владельцы электронных денег не будут самостоятельно участвовать в операциях в распределенном реестре записей, а станут для этих целей обращаться к операторам обмена цифровых финансовых активов (юридическим лицам, работающим в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и подчиняющимся требованиям Банка России), проводящим операции по своему отдельному реестру под контролем ЦБ РФ.
При этом операторы смогут открывать цифровые кошельки владельцам электронных активов лишь после прохождения ими процедуры идентификации в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Выпуск новых электронных валют и продажа токенов будут являться законными на территории РФ лишь при соблюдении определенных процедур, подконтрольных Банку России (осуществление только профессиональными операторами, предварительное размещение инвестиционного меморандума и прочих документов в сети «Интернет» и т.п.).
Кроме того, вводится ограничение на приобретение токенов на сумму более 50 тыс. руб. инвесторами, не являющимися в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг «квалифицированными инвесторами».
Похоже, таким образом законодатель пытается устранить сразу несколько беспокоящих его проблем:
- анонимность владельцев электронных кошельков и их операций;
- чрезмерная вовлеченность населения в приобретение биткойнов и прочих криптовалют;
- опасность массовой бесконтрольной эмиссии новых криптовалют и их торговли в стиле «МММ».
Цели, вроде, благие, хотя и беспокоит всегда в таких случаях мысль о том, не вызвано ли стремление государства что-то проконтролировать лишь желанием в очередной раз обогатиться на налогах с населения. При этом реализация задуманного пока вызывает сомнения. Почему?
Нужно понимать, что мы имеем дело с сетью «Интернет», которая предполагает свободу распространения данных, а потому априори не поддается полному контролю. Как бы не получилось, что эти ограничения окажутся сродни «правилам похода в лес по грибы» (существуй они на самом деле) – установить такие правила можно, но люди все равно будут собирать грибы и делать то, что им заблагорассудится… Ведь не исключено, что, видя возникающие ограничения, заинтересованные лица начнут осуществлять ту же деятельность с токенами на территории стран, более лояльных к биткойнам и прочим криптовалютам. В результате вместо положительного эффекта ограничения приведут к тому, что те деньги, которые потенциально можно было заработать на биткойнах в России, будут аккумулироваться в других странах.