×

За невыдачу направления на ремонт машины – финансовые санкции

ВС утвердил позицию об условиях исполнения обязательств по договору ОСАГО при ДТП
Козловцев Константин
Козловцев Константин
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатская консультация № 63» Межреспубликанской коллегии адвокатов

10 октября 2023 г. Верховный Суд РФ вынес Определение Судебной коллегии по гражданским делам № 53-КГ23-18-К8, которое дополняет ранее вынесенные постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и от 8 ноября 2022 г. № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Постановление Пленума ВС № 31).

Читайте также
ВС разъяснил, когда потерпевший в ДТП вправе изменить способ восстановления автомобиля
Суд указал, что страховая компания обязана выдать потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания в установленный законом срок, при этом у потерпевшего возникает право на изменение формы страхового возмещения в силу самого факта нарушения такого срока
30 октября 2023 Новости

В определении ВС обратил внимание судов на правоприменительную практику, связанную с невыдачей направления ТС на ремонт в указанный законом срок, сделав вывод, что страхователю разрешается в одностороннем порядке законно изменить форму страхового возмещения и потребовать от страховщика выплаты суммы страхового возмещения без учета амортизационного износа, применив тем самым финансовые санкции.

Данное определение весьма актуально – тем более, оно касается такого важного и социально значимого вопроса, как обязательное страхование гражданской ответственности. На 1 января 2023 г. на территории России было зарегистрировано свыше 55 млн единиц автомобильной техники, а учитывая, что на указанную дату население страны составляло 146 млн чел., охват и неотложность вопросов по ОСАГО говорят сами за себя.

Дело в том, что с введением экономических санкций в отношении нашей страны начались серьезные перебои с поставкой запасных частей к машинам, что привело к нехватке и возрастанию стоимости заменяемых деталей в результате расходов на логистику при параллельном импорте. Страховщики, пытаясь подстроиться под сложившуюся ситуацию, начали затягивать с выдачей потерпевшим направлений на ремонт ТС либо в одностороннем порядке менять форму страхового возмещения, производя его выплату без согласия потерпевшего. В некоторых случаях потерпевшим при оформлении выплаты страхового возмещения страховщики предлагали подписать соглашение о выплате страхового возмещения в денежной форме, мотивируя тем, что ремонт будет производиться крайне долго ввиду отсутствия запчастей на станции технического обслуживания автомобилей.

Подобные ситуации встречаются и сейчас. Многие граждане, получив таким образом выплату страхового возмещения с учетом амортизационного износа ТС, который может достигать 50% от стоимости новых деталей (п. 4.1. Положения Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»), фактически несли убытки, восстанавливая поврежденные автомобили за счет личных денежных средств. Институт ОСАГО в таких случаях стал носить характер частичной компенсации убытков, причиненных в результате ДТП.

В результате лишь частичной компенсации ущерба, причиненного транспортным средствам, увеличилось количество судебных дел в отношении виновников ДТП, так как недоплаты по ОСАГО фактически легли на плечи причинителей вреда.

В то же время согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П взыскание ущерба с виновника ДТП возможно без учета амортизационного износа заменяемых деталей. Несмотря на это, страховые компании зачастую не доплачивали сумму страхового возмещения, «зарабатывая» тем самым на клиентах.

Сложившееся положение фактически существовало до конца 2022 г., и только в минувшем году судебная практика начала меняться в пользу страхователя.

Читайте также
Пленум Верховного Суда принял новые разъяснения о применении законодательства об ОСАГО
Редакционная комиссия доработала постановление Пленума ВС РФ, в большей части конкретизировав разъяснения о страховом возмещении и восстановительном ремонте транспортных средств
09 ноября 2022 Новости

Так, в соответствии с абз. 1 п. 38 Постановления Пленума ВС № 31 – в отсутствие оснований, предусмотренных п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, с учетом абз. 6 п. 15.2 той же статьи – страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате восстановительного ремонта легкового автомобиля с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий и в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства на выплату страхового возмещения в денежной форме.

Однако законодатель все же оставил возможность получить выплату страхового возмещения на законных основаниях в случае достижения согласия между страховщиком и потерпевшим: «О достижении между страховщиком и потерпевшим в соответствии с подпунктом “ж” пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО соглашения о страховой выплате в денежной форме может свидетельствовать в том числе выбор потерпевшим в заявлении о страховом возмещении выплаты в наличной или безналичной форме по реквизитам потерпевшего, одобренный страховщиком путем перечисления страхового возмещения указанным в заявлении способом» (абз. 2 того же пункта).

Страховщики воспользовались этой возможностью и при подаче заявления о признании случая страховым просили потерпевших предоставить банковские реквизиты и (или) подписать соглашение о выплате страхового возмещения, вводя тем самым клиентов в заблуждение. Как показывает практика, доказать в суде факт введения лица в заблуждение крайне сложно.

Подписание соглашения может стать для потерпевшего роковой ошибкой, поскольку вместо направления на ремонт ТС он – на законных основаниях – получает выплату страхового возмещения с учетом амортизационного износа поврежденных деталей машины, а также теряет возможность обратиться с соответствующим иском к виновнику ДТП, так как защита потерпевшего будет ссылаться на заключение соглашения между страховщиком и страхователем при определении суммы ущерба, причиненного в результате ДТП.

Вот пример аргументации финансового омбудсмена, содержащейся в решении суда по жалобе из моей адвокатской практики (я представлял интересы потерпевшего-истца): «В соответствии с абзацем вторым пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 № 31 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” … о достижении между страховщиком и потерпевшим в соответствии с подпунктом “ж” пункта 16.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ соглашения о страховой выплате в денежной форме может свидетельствовать в том числе выбор потерпевшим в заявлении о страховом возмещении выплаты в наличной или безналичной форме по реквизитам потерпевшего, одобренный страховщиком путем перечисления страхового возмещения указанным в заявлении способом.

Поскольку в Заявлении в качестве формы страхового возмещения Представителем была выбрана выплата денежных средств безналичным расчетом на предоставленные банковские реквизиты, а Финансовой организацией перечислено страховое возмещение указанным способом, Финансовый уполномоченный приходит к выводу о том, что между Финансовой организацией и Заявителем достигнуто соглашение о страховой выплате в денежной форме в соответствии с подпунктом “ж” пункта 16.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ. Согласно абзацу второму пункта 19 статьи 12 Закона № 40-ФЗ размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1–15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Пунктом 42 Постановления Пленума ВС РФ № 31 определено, что при осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного повреждением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и зарегистрированных в Российской Федерации, размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона № 40-ФЗ).

Расходы, необходимые для восстановительного ремонта и оплаты работ, связанных с таким ремонтом, не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в размер страхового возмещения (например, расходы по нанесению (восстановлению) на поврежденное транспортное средство аэрографических и иных рисунков).

Учитывая вышеизложенное, размер ущерба, причиненного Транспортному средству в результате ДТП, подлежит выплате в денежной форме с учетом износа комплектующих изделий транспортного средства».

Данную формулировку ответчик «взял на вооружение».

Подводя итог, можно констатировать, что суды все чаще стали отказывать в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, с его виновника. В случае просрочки страховщиком выдачи направления на ремонт ТС в установленные Законом об ОСАГО сроки или отказа в выдаче такого направления потерпевший вправе взыскать со страховой компании сумму страхового возмещения. При этом потерпевший вправе требовать взыскания суммы страхового возмещения без учета амортизационного износа соответствующих деталей ТС, дополнительно применив к страховщику финансовые санкции, предусмотренные законом за нарушение последним обязательств перед потерпевшим в связи с невыдачей направления на ремонт машины. Данную позицию в очередной раз утвердил Верховый Суд в Определении № 53-КГ23-18-К8.

Рассказать:
Другие мнения
Портнова Анастасия
Портнова Анастасия
Адвокат АП г. Москвы, МКА «Князев и партнеры»
Продление срока или выдача нового разрешения?
Конституционное право
Практика обжалования отказов в выдаче лицензий на оружие осужденным два и более раз неоднородна
03 мая 2024
Немчинова Светлана
Немчинова Светлана
Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры»
Должна ли УК продолжать управление МКД по окончании действия договора?
Конституционное право
Конституционный Суд восполнил законодательный пробел
02 мая 2024
Парфенов Алексей
Парфенов Алексей
Адвокат АП Ростовской области, АБ Ростовской области «Советник»
Защита добилась прекращения на стадии следствия дела о незаконном обороте наркотиков
Уголовное право и процесс
Этому способствовали дополнительные вопросы эксперту
02 мая 2024
Дружков Евгений
Дружков Евгений
Член Совета молодых адвокатов АП Брянской области, Брянская областная коллегия адвокатов
Защите удалось доказать невиновность врача в смерти маленького пациента
Уголовное право и процесс
По итогам рассмотрения жалобы апелляция вынесла оправдательный приговор
27 апреля 2024
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Яндекс.Метрика