×

Запреты и исключения из них

Нюансы оказания консультационных и иных услуг европейскими субъектами в пользу российских лиц в условиях санкций

В феврале 2022 г. Евросоюз ввел серию санкционных мер в отношении России, которые расширили перечень санкций, введенных в действие в 2014 г. На сегодняшний день указанные санкционные меры регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:

  • Регламентом Совета ЕС № 833/2014 (регулирует экономические и финансовые санкции, применяемые ЕС в некоторых секторах экономики или в отношении определенных товаров);
  • Регламентом Совета ЕС № 269/2014 (регулирует режим блокировки средств российских физических и юридических лиц);
  • Регламентом Совета ЕС № 692/2014 (регулирует санкции, направленные на ограничение экономической деятельности на территории Крыма и Севастополя);
  • Регламентом Совета ЕС № 263/2022 (регулирует санкции, специально направленные на ограничение экономической деятельности в регионе Донбасса);
  • Регламент Совета ЕС № 208/2014 (регулирует режим блокировки фондов физических лиц Украины, которые считаются ответственными за присвоение государственных украинских фондов, а также лиц, ответственных за нарушение прав человека на территории Украины).

Каждый новый «пакет» санкций, время от времени утверждаемый ЕС, состоит из одного или нескольких постановлений Совета ЕС, вносящих поправки в перечисленные регламенты, которые, таким образом, в соответствующих консолидированных версиях остаются основным источником системы санкций, принятой ЕС в отношении России.

Исходя из указанных регламентов европейские санкционные меры применяются на территории Евросоюза, включая его воздушное пространство, а также на борту всех воздушных и морских судов, находящихся под юрисдикцией государства – члена ЕС. Европейские санкционные меры обязаны соблюдать:

  • лица, являющиеся гражданами государства – члена ЕС, как находящиеся на территории ЕС, так и за его пределами;
  • юридические лица, организации или органы, созданные/учрежденные в соответствии с законодательством государства – члена ЕС, расположенные как на территории ЕС, так и за ее пределами;
  • юридические лица, организации или органы, осуществляющие экономическую деятельность (полностью или частично) на территории ЕС.

Соответственно, санкции ЕС должны соблюдаться как дочерними европейскими компаниями российских юридических лиц, так и дочерними российскими компаниями юридических лиц, зарегистрированных на территории Евросоюза. Данный вывод подтверждается разъяснениями Комиссии ЕС от 30 июня 2022 г. (с дополнениями и изменениями).

В отношении оказания услуг российским лицам Регламент ЕС от 1 октября № 833/2014 (ст. 5n) запрещает всем европейским субъектам оказывать прямо или косвенно определенные виды услуг Правительству РФ, юридическим лицам, организациям или органам, зарегистрированным в России. В перечень таких услуг входят:

  • бухгалтерские, аудиторские услуги (в том числе обязательный аудит), консультационные услуги по вопросам налогообложения;
  • административно-управленческие консультации;
  • услуги по связям с общественностью;
  • архитектурно-инжиниринговые услуги;
  • юридические услуги;
  • консультационные услуги в рамках ИТ;
  • услуги по исследованию рынка и опросу общественного мнения;
  • услуги по техническому тестированию и анализу;
  • рекламные услуги.

С принятием 12-го пакета санкций со стороны ЕС 18 декабря 2023 г. ограничения были дополнены запретом продавать, предоставлять, передавать, экспортировать или делать доступным (прямо или косвенно) программное обеспечение для управления бизнесом, а также для промышленного дизайна и производства, перечисленное в приложении XXXIX к указанному Регламенту. Также был введен запрет на предоставление технической, финансовой помощи или посреднических услуг, связанных с перечисленными.

Как следует из ст. 5n Регламента ЕС № 833/2014, запрет на оказание указанных услуг распространяется на Правительство РФ, юрлица, организации или органы, зарегистрированные на территории России, в то время как физические лица в перечне отсутствуют. Соответственно, их оказание российским физлицам не запрещено.

В то же время важно учитывать, что ст. 5n Регламента ЕС № 833/2014 предусматривает многочисленные исключения и отступления от упомянутых запретов, в том числе направленные на обеспечение определенных неотъемлемых прав. В частности, запреты не распространяются на оказание услуг, необходимых для обеспечения реализации российскими субъектами права на защиту в судебном разбирательстве, а также на обращение за защитой своих прав в судебном порядке, в том числе в рамках административного или арбитражного судопроизводства.

Соответственно, все российские лица (как юридические, так и физические) без исключения вправе пользоваться услугами адвокатов ЕС в рамках представления их интересов в судебных разбирательствах, которые ведутся в судах Евросоюза и за его пределами, а также на стадии признания или исполнения судебного решения или арбитражного решения на территории ЕС.

Еще одно исключение, которое стоит отметить, предусматривает, что указанные запреты не распространяются на предоставление услуг созданным в России юридическим лицам, которые принадлежат или находятся под контролем (даже совместным) юридических лиц, зарегистрированных в государстве – члене Евросоюза.

Таким образом, любые совместные предприятия российских и европейских компаний не подпадают под действие запретов – при условии, что услуги оказываются исключительно для использования такой дочерней/совместной компанией и их оказание не влечет нарушения норм регламентов ЕС № 833/2014 и/или № 269/2014 в части, касающейся финансовых санкций (замораживания средств), введенных в отношении некоторых российских граждан и юрлиц. Однако с принятием 12-го пакета санкций 18 декабря 2023 г. действие данного исключения ограничено до 20 июня 2024 г. После указанной даты оказание услуг дочерним российским компаниям европейских юрлиц должно быть предварительно одобрено компетентным национальным органом государства – члена ЕС, в котором находится поставщик услуг.

В свою очередь, европейские компании, контролируемые российскими юридическими лицами, могут на законных основаниях получать услуги, перечисленные в ст. 5n Регламента ЕС № 833/2014, при условии, что такие услуги фактически предоставляются исключительно в пользу европейских дочерних компаний и не предназначены для российских материнских компаний. При этом европейские дочерние компании вправе воспользоваться данным исключением из запрета, поскольку являются самостоятельными юрлицами, имеющими собственную правосубъектность, в юрисдикции, в которой они учреждены (Евросоюз), отличную от соответствующих российских материнских компаний.

В связи с этим на представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными юридическими лицами и не имеют собственной правосубъектности, а являются лишь обособленными подразделениями материнской компании, будет распространяться запрет, установленный ст. 5n Регламента ЕС № 833/2014, – так же, как на российских юрлиц.

Таким образом, анализ применимости запретов на оказание услуг российским лицам должен проводиться для каждой конкретной ситуации на основании фактических обстоятельств.

Рассказать:
Другие мнения
Кутлубаев Руслан
Кутлубаев Руслан
Адвокат АП Республики Татарстан, КА РТ «Рыбак, Коган и партнеры»
«Бумажная» волокита vs процессуальная экономия в уголовном процессе
Уголовное право и процесс
Неоднозначный пример из практики обжалования в порядке сплошной кассации
06 мая 2024
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Яндекс.Метрика