В Госдуму внесен проект постановления № 210098-8 об объявлении амнистии в отношении граждан РФ, совершивших преступления в сфере экономики.
Напомним, еще в марте депутаты внесли в Госдуму проект постановления № 88312-8 об объявлении амнистии в отношении граждан, совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики. Постановлением предлагалось объявить амнистию и освободить от наказания граждан России, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления, предусмотренные ч. 1, 2, 5 ст. 159, ч. 1 и 2 ст. 159.3, ч. 1 и 2 ст. 160, ст. 171, ч. 1.1 ст. 171.1, ст. 177, ч. 1–3 ст. 180, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1, ч. 1 ст. 199.2, ст. 199.3, ст. 199.4 и ч. 1 ст. 201 УК РФ. Данный проект до сих пор находится на рассмотрении Госдумы.
Новый проект об амнистии предпринимателей предлагает освободить от наказания российских граждан, впервые осужденных к лишению свободы за преступления, предусмотренные ч. 1, 2 и 5–7 ст. 159, ч. 1–2 ст. 159.3, ч. 1–2 ст. 160, ст. 170, 170.2, 171, 171.1, 176, 177, 178, 180, 198–199.4 и 201 УК РФ. Амнистию также планируется распространить на граждан, которые осуждены условно по экономическим составам, либо которым до дня вступления в силу разработанного постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, либо отбывание наказания которым отсрочено, либо наказание которых не связанно с лишением свободы. Проектом предлагается прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела об указанных преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу предложенного постановления.
Депутаты также внесли проект постановления № 210127-8 о порядке применения постановления об амнистии. Так, в нем отмечается, что под действие постановления подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, а также осужденные, отбывающие наказание на территории РФ. При этом лица, подпадающие под амнистию, будут освобождены от основного и дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу указанного постановления. Подчеркивается, что данные лица не освобождаются от возмещения вреда, причиненного ими в результате совершения общественно опасных деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ.
Проект возлагает применение постановления об объявлении амнистии на органы дознания и предварительного следствия, суды, органы внутренних дел РФ, исправительные учреждения и следственные изоляторы. Указывается, что решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица будет приниматься индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении к нему акта об амнистии будет откладываться до получения дополнительных материалов.
Также согласно проекту органы и учреждения, на которые возложено применение постановления об объявлении амнистии, будут вправе запрашивать в соответствующих учреждениях документы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением акта об амнистии. Такие запросы должны будут исполняться незамедлительно.
В пояснительных записках к проектам отмечается, что в соответствии с поручением Президента РФ основной принцип долгосрочного развития России – это опора на предпринимательские свободы. Целью указанной амнистии является освобождение от уголовного наказания предпринимателей, которые способны обеспечить создание рабочих мест, а также реализовать программы по достижению масштабных целей развития России в период санкционного давления, указали авторы инициативы.
Они также отметили, что по предлагаемым к амнистии статьям УК РФ выносится больше всего приговоров по экономическим преступлениям. Так, ссылаясь на статистический отчет Судебного департамента при ВС РФ, разработчики указали, что в 2021 г. отмечался существенный рост количества приговоров (на 19,7%) по преступлениям в сфере экономической деятельности.
По мнению авторов проекта об амнистии, ст. 159 УК чаще всего применятся в делах о гражданско-правовых отношениях, по сути, искусственно переводимых в уголовно-правовую сферу. Различное толкование этой статьи позволяет объявить преступлением почти любую сделку, отчуждение активов или даже платеж, считают они. «Амнистия осужденных и подозреваемых по экономическим статьям УК РФ благоприятно повлияет на деловой, предпринимательский и инвестиционный климат и условия для ведения бизнеса в России в условиях санкционного давления и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности», – отмечается в пояснительной записке.
Адвокат АП Архангельской области Алексей Синицын полагает, что проект является непроработанным, содержит технико-юридические ошибки и противоречия, а вероятность его принятия ничтожно мала. Он указал, что необходимость освобождения предпринимателей от уголовной ответственности в пояснительной записке обосновывается тем, что «российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования». При этом, как заметил адвокат, применение постановления об амнистии предлагается возложить на органы дознания, предварительного следствия, органы внутренних дел, исправительные учреждения, следственные изоляторы и суды, которые должны освобождать от уголовной ответственности по своему усмотрению, без каких-либо четких правил и ограничений.
«В проекте указано, что “решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица принимается индивидуально”. Как они себе это представляют? Это, без сомнения, приведет не к защите бизнеса, а, наоборот, к увеличению случаев произвола и коррупции в отношении него. Безусловно, в сложившейся обстановке бизнес нуждается в государственной поддержке, но делать это необходимо осознанно и обдуманно. Сейчас не время поднимать свою популярность на больных темах», – выразил мнение Алексей Синицын.
Председатель Совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнеры» Андрей Андреев отметил, что данная инициатива продиктована благой идеей – в условиях иностранных санкций обеспечить граждан страны рабочими местами и внести вклад в подъем экономики государства. Однако, по его словам, сам прецедент освобождения от уголовной ответственности выглядит неоднозначно. «Даже справедливая оговорка, что “российское законодательство не предоставляет достаточные гарантии для защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования”, не убеждает. Получается, что авторы указывают на брешь в отечественном законодательстве, но не предлагают пути решения, а только единовременную акцию», – считает адвокат. Кроме того, указал он, как отметили инициаторы проекта, право на помилование получат только бизнесмены, способные «обеспечить создание рабочих мест, а также реализовать программы по достижению масштабных целей развития России в период санкционного давления», но о конкретных критериях ничего не сказано.
Андрей Андреев полагает, что на данный момент рассматриваемый проект воспринимается как попытка любыми средствами не допустить спада экономики. «Бизнесменам, отбывающим уголовное наказание, предлагается таким образом расплатиться за свои проступки. И главный вопрос: на сколько это сработает? С одной стороны, действительно, это опытные предприниматели, часть из которых жертвы обстоятельств и несовершенства судебной системы; с другой, где гарантии, что махинации не повторятся?» – прокомментировал адвокат. Он добавил, что в стране не наблюдается дефицит предпринимателей и управленцев. Санкции и уход иностранных компаний дали мощный толчок к развитию отечественных производств, кратному росту уже закрепившихся на рынке предприятий и открытию новых фирм, занявших освобожденные ниши, полагает Андрей Андреев.
Адвокат, член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, член Экспертно-консультативного совета Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Екатерина Авдеева подчеркнула, что амнистия по экономическим составам – актуальная и своевременная инициатива, компромисс между публичными и частными интересами. Она заметила, что сегодня важно придать новый импульс экономической политике государства, восстановить дефицит рабочих кадров и выстроить отраслевую модель подготовки, синхронизированную с запросами нового финансового рынка в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Екатерина Авдеева пояснила, что амнистия позволит высвободить трудовые и финансовые резервы, а также поддержать предпринимательскую инициативу. Адвокат уточнила, что амнистированный бизнес должен осознавать значимость «второго шанса» и в краткосрочной перспективе приложить усилия для достижения глобальных целей: поддержания отечественной экономики, развития импортозамещения, новых технологий и производств. «Положительно оценивая саму инициативу, мы выступаем за более комплексный и всесторонний подход. Постановление об объявлении амнистии может действительно иметь большое значение, если реальные предприниматели, обладающие знаниями, умениями, смогут включиться в процесс создания новых рабочих мест, инновационных разработок и т.д.», – поделилась Екатерина Авдеева.
Адвокат отметила, что предложенный проект практически не затронет большую часть реальных субъектов предпринимательской деятельности. Она указала, что под амнистию не подпадают квалифицированные налоговые составы. Что касается квалифицированного мошенничества, подпадающая под амнистию сумма хищения менее 250 тыс. руб., по мнению Екатерины Авдеевой, незначительна в рамках бизнеса и подразумевает в основном мелких мошенников, физлиц. Адвокат убеждена, что реальный бизнес чаще привлекается по ч. 3–4 ст. 159 УК РФ (в крупном размере – от 250 тыс. руб., в особо крупном – от 1 млн руб.), которые в проект постановления об амнистии не вошли.
Также Екатерина Авдеева подчеркнула, что размер ущерба устанавливается нередко с нарушениями и не учитываются все поставленные товары, выполненные работы, что приводит к завышению суммы. Одновременно необходимо говорить и о недостаточном внимании к доказыванию умысла, который, по сути, и разграничивает гражданско-правовые и уголовно-правовые отношения. Поэтому исключение хищения в крупном или особо крупном размере приведет к тому, что акт амнистии просто не затронет предпринимателей, активность которых важна для страны.
«Здесь можно подумать над дополнительными критериями, чтобы амнистия не спровоцировала криминальную активность профессиональных мошенников, которые создавали компании исключительно для преступной деятельности, как это может быть в случае создания различных финансовых пирамид или сбора денежных средств под видом строительства. Но при этом не так уж единичны и случаи, когда уголовно-правовые механизмы использовались для оказания давления на настоящих или бывших контрагентов или партнеров, при этом квалифицировались деяния далеко не всегда по ч. 5–7 ст. 159 УК РФ», – рассказала эксперт.
Она обратила внимание, что сложность формирования и реализации постановления об амнистии заключается в том, что учет субъектов предпринимательской деятельности не ведется должным образом. Это, в свою очередь, обусловлено отсутствием в уголовном законодательстве четкого определения таких лиц. Истолкование нормы ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ не дает всестороннего представления, так как в этом случае не подпадут под амнистию собственники бизнеса и учредители. «Важно рассмотреть вариант проекта, предложенный “Деловой Россией”. Он включает хищения, не сопряженные с насильственными составами, как, например, “резиновая” ст. 159 УК РФ, ст. 160 УК РФ, квалифицированные налоговые составы, а также иные статьи, которые часто вменяются бизнесу в связи с переводом гражданских или административных нарушений в уголовно-правовую плоскость», – поделилась Екатерина Авдеева.
Адвокат подытожила, что предложенная редакция постановления об амнистии может решить точечные проблемы в краткосрочной перспективе, но кардинальным образом вряд ли существенно повлияет на экономическую ситуацию. При долгосрочном планировании важно комплексно подходить к вопросу и в рамках уголовно-правовой политики системно заниматься организацией защиты прав предпринимателей, пояснила она.