×

Адвокаты проанализировали самые распространенные нарушения своих профессиональных прав

Чаще всего защитников вызывают на допрос в качестве свидетеля, проводят обыски в их помещениях без решения суда, удаляют из зала судебного заседания
Фото: «Адвокатская газета»
Участники дискуссии пришли к выводу, что на законодательном уровне права адвокатов достаточно защищены, а основная проблема – в правоприменительной практике.

Как уже сообщалось, 21 июня в Светлогорске состоялась VII Международная практическая конференция «Адвокатская деятельность в условиях прибалтийского сотрудничества». В конференции участвовали более 220 адвокатов из России – руководители и представители адвокатских палат нескольких десятков субъектов РФ, а также из зарубежных стран – Азербайджана, Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, Узбекистана, Украины, сообщает пресс-служба ФПА РФ.

Одной из тем, вынесенных на обсуждение, стала защита профессиональных прав адвокатов.

Заместитель президента, член Совета, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе на основе опыта своей палаты проанализировал новые виды нарушений профессиональных прав адвокатов.

Читайте также
АП СПб просит руководителя СК проконтролировать дело обвиненных в оскорблении сотрудника ФСБ адвокатов
В письме указывается, что конфликт между адвокатами и следователем возник из-за неправомерных действий последнего
24 января 2019 Новости

Он сообщил, что по-прежнему самым распространенным нарушением является вызов адвоката на допрос с целью вывести его из процесса на том основании, что он является свидетелем по делу. Но если раньше следователи имитировали допрос, когда адвокат приходил для защиты доверителя, то теперь, как показало дело адвокатов Зломновых, они начали действовать более тонко: заявляют адвокатам отвод на том основании, что те являются потенциальными свидетелями по делу.

Дело Зломновых Сергей Краузе назвал большой победой Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов, поскольку после четырех месяцев борьбы суд признал отвод незаконным, о чем сообщала «АГ». При этом он сослался на Определение КС РФ от 11 апреля 2019 г. № 863-О, согласно которому допрос адвоката в качестве свидетеля по делу подзащитного без санкции суда не может вести к его отводу.

Еще одна особенность вызова адвоката на допрос, по его словам, связана с тем, что следователи начали использовать новый прием: они приглашают адвоката к себе под тем предлогом, что по делу проводится проверка, просят его посмотреть документы, а затем предлагают оформить это протоколом.

Читайте также
КС: Допрос адвоката в качестве свидетеля по делу подзащитного без санкции суда не может вести к его отводу
Суд подчеркнул, что последующий судебный контроль зачастую не способен восстановить нарушенное право доверителя адвоката на юридическую помощь
16 мая 2019 Новости

По-прежнему распространены обыски в помещениях, занимаемых адвокатами, причем в Санкт-Петербурге некоторые следователи ссылаются на незнание норм УПК РФ о необходимости предварительного судебного решения, в котором должны быть указаны предметы, подлежащие изъятию. Еще одним способом нарушения прав адвокатов является в случае получения судебного разрешения игнорирование запретов, установленных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре применительно к проведению обыска у адвоката. Следующий способ – отсутствие в судебном решении указания на предметы, подлежащие изъятию.

При этом некоторые адвокаты, сказал Сергей Краузе, сами осложняют ситуацию, поскольку не выполняют необходимые действия, предписанные методическими рекомендациями органов корпорации, например не размещают в местах хранения документов надпись «Адвокатское производство». В связи с этим президент ФПА Юрий Пилипенко заметил, что проблемы с защитой прав адвокатов могут быть вызваны в том числе и неверными действиями адвокатов, недостаточно хорошо знающих процессуальные нормы, и напомнил о необходимости повышения квалификации в этой области.

Адвокат АП Краснодарского края Алексей Иванов проанализировал такой способ нарушения прав адвокатов и их подзащитных, как удаление адвоката из зала судебного заседания. По его словам, из чрезвычайного происшествия такая практика становится обыденным явлением. Хотя к настоящему времени подобных случаев немного, Алексей Иванов видит в этом опасную тенденцию, которая представляет собой, по сути, воспрепятствование адвокатской деятельности.

Он обратил внимание, что из зала судебного заседания удаляют не всех участников судебного процесса, а лишь адвокатов и их подзащитных. При этом удаление защитника производится с формальной точки зрения за стремление дестабилизировать ход процесса, за нетактичное поведение, а по существу – за различные проявления активной позиции: заявление ходатайств, возражений председательствующему судье. Причем адвоката удаляют до конца процесса, и не только из зала судебного заседания, но и из здания суда, что препятствует его допуску в суд и тем самым создает ограничения права на защиту по другим делам.

По мнению Алексея Иванова, норма ст. 258 УПК РФ, согласно которой при нарушении порядка в судебном заседании, неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, либо удаляется из зала, либо на него налагается денежное взыскание, сформулирована слишком широко, а действенный механизм обжалования практики удаления адвокатов из зала судебного заседания отсутствует.

Поэтому он считает необходимым конкретизировать соответствующие положения закона: предусмотреть, чтобы в судебном решении было указано, за какие именно действия удаляется адвокат, и закреплен срок удаления; перечислить случаи, когда он может быть удален до конца судебного разбирательства; закрепить порядок судебного обжалования и обязанность суда информировать органы адвокатского самоуправления.

Продолжая эту тему, член Совета Палаты адвокатов Литовской Республики Эдмунтас Будвитис сообщил, что за последние пять лет в его стране было только два случая, когда адвоката удалили из зала судебного заседания, а практика, когда в таких ситуациях судья мог злоупотребить своим положением, ушла в прошлое. Если адвоката отстраняют от определенного процессуального действия в зале суда, то по возвращении он должен быть информирован, что произошло за время его отсутствия. Обыск или другие следственные действия в отношении адвоката могут быть проведены лишь в том случае, когда адвокат подозревается в совершении преступления, при этом обязательно участие защитника данного адвоката.

По мнению заместителя председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, президента АП Орловской области Сергея Мальфанова, на законодательном уровне в России права адвокатов также защищены достаточно надежно – достаточно вспомнить нормы ст. 450.1 УПК РФ об обязательном участии представителя адвокатской палаты при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. Основная проблема – в правоприменительной практике, где еще имеют место случаи нарушений профессиональных прав адвокатов. Органы адвокатского самоуправления должны защищать предоставленные законом гарантии независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей и приумножать их, разрабатывая предложения по поправкам в законодательство, закрывающим возможности для ущемления прав адвокатов, считает Сергей Мальфанов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика