Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» дал развернутый комментарий относительно правовой позиции ФПА РФ, в котором она негативно оценила законопроект (№ 663034-7) о возложении полномочий по проведению судебных экспертиз на СК.
Как ранее сообщалось, проект поправок был внесен в Думу 12 марта Владимиром Путиным. Проект, в частности, конкретизирует виды экспертиз, проведение которых предлагается отнести к полномочиям указанного органа. Среди них: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов. Кроме того, поправки в Закон о государственной судебно-экспертной деятельности уточняют соответствующую правовую базу, а также понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.
В своей правовой позиции ФПА указала, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности». Также отмечается, что предлагаемые поправки повышают риск возникновения ситуаций, когда эксперт де-юре будет зависим от руководителя подразделения СК, а де-факто – от следователя, назначающего экспертизу. «В этих случаях от его независимости ничего не остается», – отмечается в документе.
Для стороны защиты гарантии независимости эксперта являются критически важными, поскольку механизм отвода эксперта на практике не работает: «Дело в том, что такой отвод разрешается следователем, что делает бессмысленным заявление соответствующего ходатайства по основанию зависимости эксперта от следователя. А возможность обжалования отказа в удовлетворении заявления об отводе эксперта также серьезно сужена».
«По указанным причинам представители адвокатуры не могут поддержать законопроект, в котором умаляются гарантии объективности экспертного заключения. Единственным вектором развития судебно-экспертной деятельности является полное выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование», – отмечалось в правовой позиции.
Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» по вопросу непредвзятости эксперта, находящегося внутри следственной системы, указал, что его независимость и объективность гарантируются положениями действующего законодательства, предусматривающими уголовную ответственность за дачу экспертом заведомо ложного заключения и противоправное вмешательство в его деятельность. Он также напомнил об обязанности эксперта заявить самоотвод при наличии на него воздействия либо обстоятельств, указывающих, что сам он прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела.
Кроме того, глава СК отметил, что право ходатайствовать о постановке вопросов эксперту и заявлять отвод имеют заинтересованные стороны. По его словам, в экспертном заключении подробно излагаются все объекты исследования, примененные методики, ход и результаты исследования. При необходимости весь процесс исследования можно воспроизвести и проверить в полном объеме. «Таким образом, заключение эксперта помогает установить объективную истину в каждом конкретном случае. Наличие такой независимой позиции позволит вынести аргументированное правовое решение при рассмотрении дела в суде. Все это в конечном итоге будет гарантировать справедливость правосудия», – считает Александр Бастрыкин.
Тем самым, председатель Следственного комитета РФ подчеркнул, что российское законодательство в полной мере обеспечивает принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.
Александр Бастрыкин также акцентировал внимание на том, что в СКР уже сформирована ведомственная система экспертных подразделений. Так, на 1 января 2019 г. в ведомстве имеется 664 эксперта, которые представлены в каждом региональном следственном органе. На их техническое оснащение в период с 2010 по 2018 г. затрачено около 1,5 млрд руб., что позволяет экспертам ведомства ежегодно проводить более 30 тысяч сложных экспертиз специальных видов, например молекулярно-генетических, фоноскопических, компьютерно-технических, психофизиологических и др. По его словам, результаты данных экспертиз зачастую решают судьбу резонансных и сложных в раскрытии преступлений, совершенных в условиях неочевидности.