×

Эксперты обсудили перспективы внедрения ИИ в юридическую профессию

В рамках ПМЮФ прошла дискуссионная сессия, в ходе которой рассматривался вопрос о правильной разработке искусственного интеллекта для его эффективного использования юристами
Фотобанк Freepik
В частности, участники дискуссии рассмотрели вопрос о том, как повлияет на формирование профессионального опыта юристов передача искусственному интеллекту выполнения простых юридических операций.

В первый день работы Петербургского международного юридического форума должна была пройти дискуссионная сессия, тема которой была сформулирована как «В ближайшие 5 лет роботы заменят юристов. Миф или реальность?». Однако участники переформулировали тему и вместо обсуждения рисков внедрения искусственного интеллекта задались вопросом его правильной разработки для последующего эффективного использования, сообщает пресс-служба ФПА.

В ходе дискуссии управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев выразил уверенность в том, что искусственный интеллект не заменит юристов ни через 5, ни через 10 лет и далее. По его мнению, нынешняя дискуссия – последняя, в которой вопрос ставится подобным образом. «Необходимо обсуждать не искусственный интеллект и будущее, а искусственный интеллект и повседневность», – отметил он.

Спикер рассказал о работе, которая ведется в компании «Пепеляев Групп» на протяжении нескольких лет. Ее результатом стала разработка конструктора договоров, который может использоваться не только юристами, но и людьми, не имеющими юридического образования. Еще один продукт, созданный на основе искусственного интеллекта, – система комплаенса в налоговой сфере. Третий продукт, о котором рассказал Сергей Пепеляев, – система обработки очень большого объема документов и информации. По его словам, тот объем работы, который обычно выполняется примерно два месяца с привлечением большого количества ассистентов, ИИ обрабатывает за неделю.

Куратор группы по правовому сопровождению цифровой экономики и проектов в области Legal tech «Пепеляев Групп» Николай Солодовников добавил, что при создании этих продуктов был учтен тот факт, что в работе любой юридической фирмы и юриста есть большой процент рутинных задач, не требующих значительных юридических знаний или опыта. «Мы исходили из гипотезы, что если возможно объяснить стажеру, как проверять объект недвижимости, то мы можем этот сценарий реализовать в автоматизированной системе, ориентированной на поток», – пояснил он. Эксперт поддержал мнение Сергея Пепеляева о том, что роботы не захватят юридическую профессию, поскольку творческую часть юридической работы никто не может заменить. При этом рутинная часть – составление однотипных документов, обработка информации по заданным алгоритмам и т.д. – уже сейчас уходит в сферу автоматизации.

Николай Солодовников задался вопросом, как повлияет на формирование профессионального опыта юристов передача искусственному интеллекту выполнения простых юридических операций. Поскольку такие операции являются элементами обучения начинающих юристов, не приведет ли это к появлению юристов, не знающих базовых принципов и элементов юридической деятельности?

Данную точку зрения не поддержала управляющий партнер и основатель юридической фирмы Legit Анна Костыра. По ее мнению, происходит трансформация юридической профессии, когда стажеры и ассистенты не должны заниматься выполнением элементарных задач, а сразу переходить к более сложным и интересным.

Сергей Пепеляев согласился с мнением Анны Костыры. Он подчеркнул, что любой искусственный интеллект – результат взаимодействия IT-специалистов и юристов. Сергей Пепеляев рассказал, что в развитии продуктов с использованием искусственного интеллекта у юристов есть пять основных задач:

1. Бизнес-идея – определение, для чего продукт будет использоваться. Эту задачу юристы должны решить, исходя из своего опыта общения с клиентами.

2. Алгоритмы, которые должны быть выстроены исходя из правовой логики – чего и требует закон.

3. Адаптация продукта к проблемам конкретного клиента.

4. Постоянное адаптирование продукта исходя из внутренних (потребности клиента) и внешних (изменение законодательства) факторов.

5. Удешевление стоимости продукта.

Сергей Пепеляев также отметил, что искусственный интеллект позволяет проявлять юридическое творчество, направлять все внимание юристов не на рутину, а на разработку алгоритмов, их настройку и отслеживание работы. В результате автоматизированный продукт получается более качественным, чем произведенный «вручную».

Операционный директор IT-компании nlogic Алексей Шугар высказал мнение о том, что юристам целесообразно создать для себя искусственный интеллект в виде сервиса-интерфейса, который поможет им самостоятельно производить новые автоматизированные продукты. Он также обратил внимание на то, что в судопроизводстве существует большое количество процессов, основанных на формальных правилах, когда от волеизъявления определенного участника судопроизводства зависит дальнейший ход процесса (например, приказное производство). Здесь можно применить автоматизированные системы.

Анна Костыра обратила внимание на необходимость пересмотра учебной программы юридических факультетов и юридических вузов. По ее словам, в зарубежных юридических учебных заведениях студенты давно изучают такие дисциплины, как Legal tech, Legal design. В этой части российские вузы отстают от зарубежных.

Старший юрист юридической фирмы Legit Анна Кареева добавила, что студентам, обучающимся в юридических вузах, следует уже сейчас осознать, что после окончания ими вузов ту рутинную юридическую работу, которая есть сейчас, будут выполнять роботы. Это означает, что студентам следует задуматься над тем, какую творческую часть в юридическую деятельность они смогут привнести.

Завершая дискуссию, ее модератор – директор по правовым вопросам ПАО «Мегафон» Сергей Переверзев отметил: чем большее количество людей будет применять искусственный интеллект, тем качественнее он будет.

Рассказать:
Яндекс.Метрика