Федеральная палата адвокатов направила председателю Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлу Крашенинникову отзыв на внесенный им законопроект № 451522-7, направленный на совершенствование российского наследственного права, о котором ранее писала «АГ».
Напомним, в Гражданский кодекс предлагается ввести положения о совместном завещании и наследственном договоре.
Так, предлагается закрепить за супругами право на составление совместного завещания, в котором они по обоюдному усмотрению смогут завещать общее имущество, имущество каждого из них любым лицам. Кроме того, они смогут любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из них, если такое определение не нарушает прав третьих лиц. Согласно проекту закона, супруги смогут лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена ГК РФ.
Что касается наследственного договора, то он, как предполагается поправками, может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, а его условия будут определять порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Наследственный договор может также возлагать на его участников, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера.
В проекте закона указывается, что требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, после смерти наследодателя смогут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управлению наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования.
По мнению авторов законопроекта, необходимость введения в российское наследственное право указанных новелл продиктована стремительным развитием экономических отношений, усложнением состава наследственной массы в большинстве случаев наследования, а также все большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения.
5 июня Госдума одобрила данный проект поправок в ГК РФ в первом чтении, предложения по его дополнению и корректировке должны быть направлены до 11 июня.
В своем отзыве на законопроект ФПА РФ указала, что в целом поддерживает его концепцию, поскольку предлагаемые изменения в значительной степени направлены на расширение прав наследодателя в части выражения свободы воли на распоряжение наследственным имуществом, на эффективную защиту прав и законных интересов наследодателя и наследников, на управление и сохранность наследственного имущества.
В то же время в письме отмечается, что отдельные положения документа нуждаются в корректировке с учетом особенностей развития наследственного права и сложившейся правоприменительной практики в этой сфере. Некоторые вопросы урегулированы законопроектом не в полном объеме, что, как полагают в ФПА РФ, может привести к разногласиям в толковании соответствующих норм при применении их на практике.
Так, например, без ответа остаются следующие вопросы:
– Совместное завещание – это всегда завещание о взаимном наследовании?
– Допустим ли переход прав на общее имущество супругов после смерти одного из них сразу «к иным лицам», минуя пережившего супруга?
В ФПА также предлагают выделить в законопроекте отдельные виды совместных завещаний («зависимые» и (или) «взаимосвязанные»), что позволило бы в значительной степени снять вопросы о законности включения в совместное завещание тех или иных условий, а также уделить среди возможных вариантов совместного завещания особое место «взаимному завещанию», по которому супруги назначают друг друга наследниками.
Исключение доли умершего супруга из состава наследства на основании именно совместного завещания, а равно изменение состава общего имущества супругов и соотношения их долей могут нарушать, в том числе, права кредиторов наследодателя, полагают в ФПА.
Поскольку из текста законопроекта не следует, что совместное завещание должно быть оформлено обоими супругами одновременно в виде единого документа, удостоверенного нотариусом, сохраняется возможность составления совместного завещания каждым из супругов в отдельности при условии согласованности и взаимообусловленности содержания волеизъявлений обоих супругов. Однако при этом неизбежно возникает вопрос, при каких условиях оба эти завещательные волеизъявления могут составлять одну сделку – совместное завещание.
Преимуществом наследственного договора в ФПА считают то, что он в полной степени позволяет защитить права собственника недвижимого имущества на протяжении всей его жизни и реализовать волю собственника по распоряжению недвижимым имуществом после смерти. Наследственный договор позволит также исполнить третьим лицом обязательства, установленные договором на период после смерти наследодателя.
Таким образом, институт наследственного договора выступает в качестве дополнительного законодательного механизма защиты имущественных прав граждан, в частности лиц пожилого возраста, одиноких, страдающих заболеваниями и нуждающихся в уходе и содержании. Сейчас они, как правило, вынуждены заключать с родственниками, потенциальными наследниками или с иными лицами договор пожизненного содержания с иждивением (рента). Из-за чего они еще при жизни порой утрачивают не только право собственности на свое недвижимое имущество, но и право пользования им.
В письме содержатся также постатейные замечания и предложения к законопроекту и просьба учесть мнение Федеральной палаты адвокатов РФ при его дальнейшем рассмотрении.