×

Неделя «АГ» (6 ноября 2020 г.)

Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение этой недели
Редакция «Адвокатской газеты» подготовила обзор событий, судебной практики и изменений в законодательство, затрагивающих адвокатуру и адвокатскую деятельность.

Как вычеркнуть себя из «черного списка» адвокатов
АП г. Москвы разработала примерный алгоритм действий адвокатов по удалению из интернета сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию. Разработчик алгоритма, член Совета АП г. Москвы Максим Устинюк считает, что единственным эффективным способом защиты является обращение в суд. Одна из экспертов «АГ» подчеркнула, что право формировать рейтинги адвокатов должно принадлежать только адвокатским палатам субъектов или ФПА. По словам второго, убрать порочащую информацию из Google гораздо сложнее, чем из «Яндекса». Третья эксперт рассказала, как добиться удаления порочащих сведений через Роскомнадзор.

Проект поправок в УПК, предусматривающих онлайн-допросы свидетелей и потерпевших, доработан
Разработчики законопроекта уверены, что предложенные изменения облегчат работу следователям, будут способствовать более качественному расследованию и сократят его сроки. По мнению сенатора Андрея Кутепова, такой шаг избавит правоохранительную систему от лишних материальных и временных затрат, так как неявка свидетелей или потерпевших, проживающих в другом городе или регионе, становится весомым основанием для бесконечных продлений сроков следствия. По мнению статс-секретаря ФПА Константина Добрынина, введение дистанционной формы допроса также позволит обезопасить свидетелей в том числе от внепроцессуального давления.

Адвокат будет добиваться оправдания женщины, оставившей грудного ребенка в переходе метро
Мировой суд признал ее виновной в оставлении младенца в опасности и приговорил к штрафу в 50 тыс. руб. По мнению защитника, приговор несправедлив и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а действия его подзащитной были направлены на сохранение жизни ребенка, который вместе с ней оказался в крайне неблагоприятных условиях, включая отсутствие питания и необходимой медицинской и социальной помощи.

Новую редакцию методики расчета компенсации морального вреда обсудили в Совете Федерации
Сенатор Ирина Рукавишникова провела круглый стол на тему «Регламентация порядка исчисления размера компенсации морального вреда в связи с посягательством на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность граждан». В комментарии «АГ» председатель комиссии АЮР по вопросам определения размера компенсаций морального вреда, адвокат Ирина Фаст отметила, что пока не ясно, каким образом методика будет легализована. Член комиссии Артем Карапетов подчеркнул, что разработанные Ассоциацией рекомендации позволяют учесть имущественное положение причинителя вреда и назначить компенсацию в меньшем размере, чем выходит при формальном применении соответствующих критериев.

ВС переквалифицировал действия осужденного за убийство на превышение необходимой обороны
Таким образом, срок наказания был снижен с 10 лет лишения свободы до 3 лет и 10 месяцев и осужденный был освобожден. По мнению одного из экспертов «АГ», в рассматриваемом деле защитник правильно указывал на обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях осужденного признаков необходимой обороны, и ВС услышал эти доводы защиты. Другая назвала логичными выводы Суда, которые дают надежду многим обвиняемым, в том числе жертвам домашнего насилия, на то, что ситуация по аналогичным делам может улучшиться.

Взнос на благотворительность уклонистом от призыва на военную службу не заглаживает его вину перед РФ
Верховный Суд пояснил, что суды обязаны не просто констатировать наличие или отсутствие законных оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности обстоятельств. По мнению одного адвоката, определение Верховного Суда содержит опасный для правоприменительной практики вывод, согласно которому иное заглаживание причиненного вреда должно быть направлено на восстановление именно тех законных интересов общества и государства, которые были нарушены. Другой отметил, что, принимая подобные определения, ВС сам же начинает размывать ориентиры освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Адвокат попросила у палаты помощи в ситуации с проведением в отношении нее ОРМ без санкции суда
Адвокат Ирина Савельева обратилась с жалобой в суд, однако тот посчитал, что каких-либо объективных доказательств проведения оперативно-розыскных мероприятий не имеется, а вывод об их проведении сделан на основании ее умозаключений. В комментарии «АГ» адвокат сообщила, что проинформировала АП Ульяновской области о сложившейся ситуации и попросила вынести этот вопрос на обсуждение Совета палаты, дать рекомендации по дальнейшим действиям и выделить куратора из членов Совета палаты. Советник ФПА Евгений Рубинштейн заметил, что сам по себе факт признания в процессуальном решении того обстоятельства, что в отношении адвоката не проводилось оперативно-розыскных мероприятий, уже может иметь тактическое значение в плане защиты от потенциальных претензий уголовно-правового порядка.

Адвокаты оценили намерение усилить контроль за расследованием преступлений в сфере бизнеса
Предметом экспертной оценки стало межведомственное указание об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие по таким делам. По мнению одного из экспертов «АГ», единственный положительный момент в документе – это подход при изъятии и копировании документации, изымаемой в рамках проверок, а в остальном «воз и ныне там». Другой отметил, что, несмотря на все заявления и принимаемые нормативные акты, ситуация на практике никак не меняется, так как собственные указания и приказы прокуратурой и остальными правоохранительными ведомствами не соблюдаются. В ФПА также неоднозначно оценили документ, отметив, что указание не привносит ничего нового в защиту прав предпринимателей, а ситуация может быть изменена только изменением действенности судебного контроля.

КС не принял жалобу на невозможность оспорить доказательства в обоснование необходимости меры пресечения
Кроме того, Конституционный Суд не стал отвечать на просьбу признать неконституционными положения, которые при избрании меры пресечения не позволяют рассматривать и разрешать ходатайства о допросе свидетелей для подтверждения невиновности подозреваемого. Адвокат заявителя посчитал, что, рассмотрев жалобу, КС мог бы повысить требования к правосудию, дать свободу и независимость судьям в вопросах оценки доказательств на ранних этапах уголовного судопроизводства, расширить возможности защиты в борьбе с непригодными доказательствами обвинения, а также улучшить механизм защиты прав и свобод человека при избрании меры пресечения судами. По мнению одного из экспертов «АГ», определение можно толковать так, что Суд указал на правило «разрешено то, что не запрещено». Другая заметила, что зачастую судам для удовлетворения ходатайств следователей достаточно обоснования в виде зачитывания наименования и даты представленных материалов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика