×

Неделя «АГ»

Главные адвокатские новости, опубликованные на сайте в течение этой недели
Фото: «Адвокатская газета»
Редакция «Адвокатской газеты» подготовила обзор событий, судебной практики и изменений в законодательство, затрагивающих адвокатуру и адвокатскую деятельность.

Отказ от назначенного защитника не освобождает его от подачи апелляционной жалобы в интересах обвиняемого
Совет АП г. Москвы подчеркнул, что только фиксация письменным заявлением, адресованным адвокату, отказа подзащитного от обжалования продления срока содержания под стражей является достаточным доказательством его отказа от реализации этого права. Один из экспертов «АГ» обратил внимание, что Кодекс профессиональной этики адвоката содержит исчерпывающий перечень случаев, когда защитник обязан обжаловать итоговые и промежуточные решения. Другой посчитал подход АПГМ законным, но несправедливым, так как обвиняемый в суде заявлял отказ от назначенного защитника, а его защитники по соглашению сами обжаловали продление стражи. Третий заметил, что из решения совета палаты следует правило: в случаях если у обвиняемого или подсудимого несколько защитников и если суд не разделил их позицию, то каждый из них при отсутствии письменного отказа доверителя должен подать апелляционную жалобу наряду с другими защитниками.

КС выявил пробел в урегулировании особенностей краткосрочного найма жилых помещений в МКД
Суд указал, что законодателю при введении тех или иных условий осуществления такой деятельности необходимо учитывать степень удовлетворенности потребности в средствах временного размещения, в связи с чем он вправе определить специальные правила краткосрочного найма для отдельных местностей. В комментарии «АГ» представитель заявителя отметил, что в рамках действующего законодательства Суду удалось достичь компромисса между интересами постоянных жильцов, с одной стороны, и нанимателей и наймодателей жилых помещений в МКД, с другой. Один из экспертов обратил внимание, что КС сделал очень важную вещь – он определил критерии, которые не могут быть основанием для признания услуг гостиничными. Другая полагает, что рассматриваемое постановление КС РФ является ценным, так как в нем дано не только официальное толкование оспариваемой нормы, но и даны ответы по ряду других проблемных вопросов. Третья считает, что Суд дал лишь некоторые критерии разграничения обозначенных видов деятельности, но без четкого законодательного урегулирования проблемные ситуации не прекратятся.

Конституционный Суд скорректировал правила зачета наказания
КС указал, что при исправлении ошибки суда в выборе исправительного учреждения время, проведенное осужденным в более строгих условиях, должно засчитываться в срок лишения свободы по правилам зачета в него времени содержания под стражей. Адвокат заявителя жалобы назвал постановление Суда большим шагом на пути к защите прав и интересов лиц, которые необоснованно отбывали наказание с более строгими условиями содержания, чем полагалось. Другой отметил, что оно снимает спорные вопросы по таким ситуациям и приводит требования уголовно-процессуального и уголовного законодательства к принципу nulla poena sine lege. По мнению третьего, суды получили правовое основание для льготного зачета ошибочно отбытого осужденным срока наказания в колонии общего режима вместо колонии-поселения, и это событие переоценить невозможно.  

ВС подчеркнул недопустимость прерывания судом выступления подсудимого в прениях и последнем слове
Как указал ВС, осужденный был безосновательно ограничен апелляцией в своем праве на участие в рассмотрении дела и возможности довести до суда свою позицию по обжалуемому им приговору, поэтому ее решение нельзя признать законным. В комментарии «АГ» защитник, представлявший осужденного в Верховном Суде, выразил надежду на то, что при новом рассмотрении краевой суд более тщательно изучит это уголовное дело. Один из экспертов напомнил позицию КС о том, что лишение потерпевшего возможности участвовать в судебных прениях ничем не оправдано, не является справедливым и выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод. Другой заметил: на уровне ВС подтверждено, что суд не может, руководствуясь субъективными представлениями о том, что должно содержаться в речи подсудимого, а что нет, прерывать его выступление. Третий заметил, что судебное разбирательство может быть признано справедливым только в том случае, если подсудимому была предоставлена возможность максимально полно высказаться по обстоятельствам дела, проанализировать имеющиеся доказательства и расставить акценты.

ВС подчеркнул важность рассмотрения судом замечаний защиты на протокол судебного заседания
Он пояснил, что суд кассационной инстанции при проверке законности постановленных судебных решений не ограничен в возможности проверить полноту и правильность протокола судебного заседания апелляции. В комментарии «АГ» адвокат Иван Нарожный, представлявший осужденного в ВС, поддержал позицию об отнесении факта нерассмотрения нижестоящим судом замечаний на протокол судебного заседания к существенному нарушению уголовно-процессуального закона, повлиявшему на исход дела. Другие адвокаты с сожалением отметили, что на практике суды нередко формально подходят к рассмотрению замечаний, поданных стороной защиты, не сверяют текст протокола в письменной форме с аудиозаписью судебного заседания.

Сбор адвокатом ответчика «судебного досье» на истца не нарушает его частную жизнь и личную тайну
Четвертый кассационный суд согласился с тем, что использование информации из общедоступных и открытых источников, в том числе таких как официальные сайты государственных судов, не требует получения согласия какого-либо лица. Один из адвокатов отметил: вопрос о способе консолидации и представления информации суду не имеет принципиального значения, а вот оценка этих сведений как характеризующих личность истца входит в компетенцию суда. Второй указал, что используемая адвокатом информация и тексты судебных актов были получены исключительно из официальных сайтов судов, которые являются открытым источником общедоступной информации, следовательно, нарушения защиты персональных данных, неприкосновенности частной жизни и личной тайны истца не было.

Адвокат лишился статуса за попытку взыскать судебные расходы по недостоверным документам
В решении Совета АП г. Москвы отмечается, что адвокат представил заявление о взыскании расходов и собственноручно составленные и подписанные расписки, включив в эти документы недостоверные сведения о получении им от доверителя денег. Один из адвокатов подчеркнул, что попытка взыскать расходы, которые фактически не были понесены, могла быть оценена не советом адвокатской палаты на предмет соответствия адвокатским нормам, а правоохранителями на предмет наличия в действиях адвоката состава преступления. Другой полагает, что адвокат осознанно и намеренно нарушил положения Закона об адвокатуре и КПЭА, явным образом пренебрег правилами профессии и интересами доверителя. Третий с сожалением отметил, что в рядах адвокатуры есть те, кто намеренно нарушает установленные для всех адвокатов нормы и правила поведения, и в основе таких действий, как правило, лежит корысть.

ВС обратил внимание на осуждение лица за совершение преступления, которое ему не вменялось
Отменяя приговор и прекращая дело, Суд согласился с защитником, что в нарушение требований УПК решение апелляции содержит указание на иные правовые последствия действий осужденного, чем установленные в предъявленном ему обвинении и в приговоре. Один из экспертов с сожалением отметил, что случаи неправильной квалификации действий обвиняемого – не редкость в современной судебной практике. Второй полагает, что переквалификация преступления позволила суду кассационной инстанции сформировать важную правовую позицию, согласно которой граждан запрещено привлекать к ответственности за преступления, которые им не вменялись.

Рассказать:
Яндекс.Метрика