Минэкономразвития подготовило законопроект о внесении изменений в Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля. Поправки предусматривают введение предельного количества внеплановых проверок, которое устанавливается каждым органом контроля по осуществляемым им видам государственного надзора.
Предполагается установить порядок расчета предельного количества внеплановых проверок: оно не может превышать «30 процентов от среднего за предшествующие три года числа плановых проверок, проводимых органом контроля (надзора)». При этом ограничение не распространяется на виды надзора, которые осуществляются без проведения плановых проверок или когда их число является небольшим.
Кроме того, законопроектом вводится ограничение на срок проведения внеплановой проверки до 10 рабочих дней. При этом устанавливаются рабочие дни и периоды, которые не включаются в данный срок, отдельно для выездной и документарной проверок.
Предусматривается ограничение предмета внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. Их предметом может быть только соблюдение обязательных требований, связанных с фактами, указанными в таких обращениях и заявлениях.
Председатель КА «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов отметил, что проект поправок производит положительное впечатление. В случае его принятия будут устранены существенные пробелы в сфере регулирования Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля, что требовалось уже давно.
По мнению Всеволода Сазонова, положительной оценки заслуживает попытка урегулирования предельного количества внеплановых проверок, так как подобная регламентация в ныне действующем законе отсутствует. Он также одобрил попытку сокращения максимальной продолжительности внеплановой проверки, которая чаще всего создает серьезные неудобства для проверяемого. При этом, по словам Всеволода Сазонова, «нельзя не отметить наличие лукавых оговорок, посвященных расчету продолжительности такой проверки, что может создать почву для злоупотреблений, но направление движения авторов законопроекта представляется правильным».
По мнению эксперта, полезными также являются новеллы о необходимости указания в предписании требуемой формы отчета, срока устранения выявленных нарушений, а также обязательного информирования в течение 10 рабочих дней о результатах рассмотрения отчета. Всеволод Сазонов подчеркнул, что, хотя некоторые положения законопроекта допускают двоякое толкование и могут повлечь злоупотребления, его принятие необходимо. Окончательные выводы о плюсах и минусах поправок, по словам Всеволода Сазонова, можно будет сделать по результатам его практического применения.
Аналогичное мнение высказала партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова. Она отметила, что законопроект предлагает усилить гарантии прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе различных проверок.
В то же время Екатерина Болдинова обратила внимание, что, несмотря на предлагаемое сокращение срока внеплановых проверок до 10 дней, в этот срок не предполагается включать ряд периодов: с момента получения запроса о предоставлении необходимых для проверки документов до момента их представления, а также с момента получения информации о выявлении ошибок или противоречий в представленных документах либо о несоответствии содержащихся в них сведений информации, имеющейся у проверяющего органа, до момента представления пояснений по этому поводу. По мнению эксперта, с учетом этих положений фактический срок внеплановой проверки может быть увеличен на законных основаниях.