×

Правоохранителям хотят предоставлять доступ к геоданным абонентов без решения суда

Необходимость принятия поправок обосновывается целью оперативного поиска пропавших граждан
Фотобанк Лори
Один из экспертов «АГ» отметил, что предлагаемый законопроектом порядок получения информации представляется излишне упрощенным и создает основу для возможных злоупотреблений. Другой указал, что большие опасения вызывает предложение передавать данные на обработку персональных данных третьим лицам без согласия абонента.

В Госдуму внесен законопроект № 546865-7, разработанный во исполнение поручения Президента РФ № Пр-1650 от 23 августа 2017 г., предусматривающего подготовку предложений о мерах по обеспечению оперативного поиска пропавших людей путем определения местоположения принадлежащих им мобильных устройств на основе геолокационных данных.

В проекте закона отмечается, что в целях комплексного решения указанной проблемы в п. 1 ст. 53 Закона о связи предлагается разделить сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, что, по мнению авторов документа, позволит более четко структурировать сведения баз данных операторов связи.

Так, к сведениям об абонентах предлагается отнести фамилию, имя, отчество физлица либо ИП, наименование юрлица, фамилию, имя, отчество пользователя услугами связи абонента-юрлица либо ИП, а также адрес абонента или «адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование». 

К сведениям об оказываемых абонентам услугах связи предлагается относить сведения баз данных систем расчета, в том числе о соединениях, трафике и платежах, а также сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи (РЭС), с помощью которых осуществляется подключение абонента к сети, и его положении относительно данных РЭС.

В законопроекте указывается, что предоставление третьим лицам сведений об абонентах-физлицах или пользователях услугами связи абонента-юрлица либо ИП и оказываемых им услугах связи может осуществляться только с их согласия. Оно должно быть выражено абонентами «посредством совершения действий, однозначно их идентифицирующих и позволяющих достоверно установить их волеизъявление, в том числе с использованием Интернета, а также федеральной государственной информационной системы ЕСИА». Отмечается, что обязанность предоставить доказательство получения такого согласия абонента возлагается на оператора связи. При этом в проекте закона указывается, что оператор связи в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных вправе поручить третьему лицу обработку персональных данных абонента без его согласия. 

Кроме того, в документе отмечается, что сведения о геолокационных данных абонентов предоставляются уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности России, без решения суда в порядке, установленном Правительством РФ. При этом получение сведений предлагается осуществлять на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.

Комментируя законопроект, управляющий партнер АБ «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев отметил, что предлагаемый порядок получения информации представляется излишне упрощенным и создает основу для возможных злоупотреблений. В связи с этим он предлагает внести поправку в законопроект, в соответствии с которой руководитель органа, осуществляющего ОРД, давая соответствующую санкцию, должен незамедлительно уведомить прокурора о своих действиях.

«Также считаю важным уточнить круг лиц, в отношении которых может запрашиваться информация о местонахождении абонента связи, – поскольку из текста законопроекта неясно, идет ли речь только о получении информации о местонахождении пропавших лиц либо о получении такой информации и об иных лицах, предположительно причастных к противоправным действиям в отношении пропавших», – указал Вячеслав Леонтьев. 

Эксперт отметил, что в целом, критически оценивая представленный законопроект, можно заключить, что он имеет как положительные стороны, так и недостатки, которые могут быть устранены в дальнейшем путем внесения соответствующих поправок. 

Адвокат АП г. Москвы Евгений Москаленко отмечает, что преступные группировки всегда почему-то знают, где находятся объекты их преследования. «Все наши данные утекают через спецорганы. Работа в органах и контакты с органами являются целым направлением в преступных группировках и коммерческих структурах именно с этой целью», – указал эксперт.

По его мнению, большие опасения вызывает предложение передавать данные на обработку персональных данных третьим лицам без согласия абонента. «Это означает, что теперь не потребуется даже запроса заштатного оперативника оператору связи и доступ к слежке будут иметь коммерческие и оперативные структуры, может быть, иностранные организации: третьи лица – весьма широкое понятие. Что можно сказать определенно – оппозиционные силы и организации точно не будут иметь доступа к этой информации», – отметил Евгений Москаленко. Адвокат считает, что опасность заключается в том, что этим законом устраняется некий барьер: «Запрос – это изобличающая улика, в случае если при помощи данных было совершено преступление. Теперь же наши с вами данные смогут получать в онлайн-режиме любые лица».

«Проявляя заботу о нас и предлагая изменения к федеральному закону о связи, законодатели забыли про гарантии неприкосновенности частной жизни, которые выражаются в запрете на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. С этой позиции мы можем констатировать, что поправки являются покушением на частную жизнь граждан РФ», – заключил Евгений Москаленко.

Рассказать: