Как стало известно «АГ», постановлением начальника отдела МВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики Карданова А.Х. от 26 октября было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП в отношении адвоката АП КБР Дианы Ципиновой в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
История вопроса
Как ранее писала «АГ», поздним вечером 20 мая с.г. Диана Ципинова вместе с другими адвокатами АП КБР – Натальей Маговой и Людмилой Кочесоковой – пыталась попасть в здание межмуниципального отдела МВД России «Урванский» для оказания юридической помощи задержанному коллеге Ратмиру Жилокову.
По заявлению адвокатов, несмотря на предъявление ордеров, удостоверений и паспортов, защитникам не удалось оказать квалифицированную юридическую помощь задержанному адвокату из-за воспрепятствования этому нескольких полицейских во главе с их начальником Радионом Шогеновым.
«Дверь в отдел открылась, и оттуда вышел сотрудник полиции, поэтому мы зашли в здание, чтобы нас зарегистрировали в журнале посетителей. Навстречу нам вышел Радион Шогенов и с криками “кто их запустил?” стал выталкивать нас из подъезда здания. В этом ему помогали двое мужчин в гражданской одежде и один полицейский в форме. Поскольку нас фактически просто вышвырнули оттуда, Людмила Кочесокова упала на бетонную плиту, я ударилась головой о металлическую дверь. Сотрудники также вышвырнули за руки нашу коллегу Диану Ципинову, она упала и ее удерживали некоторое время лицом вниз на бетонной плите. Потом началась потасовка, вследствие чего мы получили различные телесные повреждения. После инцидента мы подверглись судмедэкспертизе на основании постановления следователя и прошли медосвидетельствование на наличие алкоголя и наркотиков в крови», – отмечала тогда в комментарии «АГ» Наталья Магова. Она добавила, что полицейские затащили Диану Ципинову в здание отдела и заковали в наручники, продержав ее там до приезда сотрудников собственной безопасности МВД. По словам Натальи Маговой, в адрес ее коллеги поступали различные оскорбления и угрозы сексуального насилия от сотрудников полиции.
В отношении Дианы Ципиновой в тот же день были составлены протоколы об административном правонарушении – по ч. 1 ст. 20.6.1 (за то, что она находилась ночью 20 мая в г. Нарткала на расстоянии более 700 м от своего дома без средств индивидуальной защиты) и по ч. 1 ст. 19.3 (за отказ прекратить противоправные действия в отношении сотрудников полиции) КоАП РФ.
Напомним, что решением Верховного суда КБР от 21 сентября производство по делу об административном правонарушении в отношении Дианы Ципиновой за нарушение режима самоизоляции 20 мая (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП) было отменено за недоказанностью обстоятельств дела. Как указывалось в решении, протокол об административном правонарушении в отношении Дианы Ципиновой был составлен с недостоверным указанием даты и времени как составления документа, так и совершения правонарушения. «Протокол составлен в отсутствие Дианы Ципиновой, не извещенной о времени и месте его рассмотрения, без разъяснения ей прав и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 51 Конституции Российской Федерации», – сообщалось в решении.
Полиция обосновала прекращение дела истечением сроков административного производства
Как отмечается в постановлении о прекращении дела (документ имеется в распоряжении «АГ»), в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 и п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП административный материал был направлен в Урванский районный суд КБР для принятия решения. В своем определении судья Ибрагим Вороков указал, что при рассмотрении дела о правонарушении, влекущем административный арест, обязательно присутствие лица, в отношении которого ведется производство.
Для устранения недостатков, указанных в определении судьи, сотрудники полиции отдела МВД России по Урванскому району выехали по месту жительства Дианы Ципиновой для обеспечения ее явки в суд. Поскольку Диана Ципинова в суд в указанное время не явилась, далее административный материал был передан в суд без нее. Определением суда от 19 июня протокол об административном правонарушении был повторно возвращен в районный ОМВД. Однако, как отмечается в постановлении, с 19 июня участковый уполномоченный не устранил указанные в определении суда недостатки в установленный законом трехдневный срок со дня получения административного материала.
Таким образом, поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушения составляет три месяца со дня его совершения, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 и ст. 28.9 КоАП.
«То ли это сокрушительная некомпетентность, то ли неописуемый произвол»
«В день инцидента, дабы “обелить” свои действия, сотрудники полиции составили в отношении Дианы два протокола об административном правонарушении, – в комментарии «АГ» пояснил советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян, защищающий Диану Ципинову. – Один за нарушение санитарных норм, судьба которого оказалась плачевной: он был признан недопустимым доказательством ВС КБР. Второй протокол по ч. 1 ст. 19.3 КоАП – якобы за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции – составили, как и первый, в отсутствие самой Ципиновой и с грубым нарушением ее прав».
Нвер Гаспарян добавил, что этот протокол дважды направлялся в Урванский районный суд для рассмотрения и дважды возвращался в ОВД для устранения недостатков. «Вместо того чтобы выполнить указания суда, сотрудники районного ОМВД продержали материал без движения и 26 октября вынесли постановление о прекращении дела в связи с истечением срока давности. Не могу определиться, то ли это сокрушительная некомпетентность, то ли неописуемый произвол? Печально, что сотрудники полиции готовы столь явно и бесцеремонно нарушать требования закона, не боясь никакой ответственности», – заключил советник ФПА.
Диана Ципинова сочла постановление незаконным. «Любой юрист понимает, что сроки административного производства давно истекли. Уведомление о принятом решении я получила 16 ноября – спустя полгода после якобы совершенного 20 мая в 23:45 правонарушения. При этом непосредственно в здании ОВД я оказалась 21 мая в 00:21», – пояснила она.
Данное действие со стороны сотрудников правоохранительных органов адвокат считает преднамеренным. «Так, протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП ранее был признан ВС КБР недопустимым доказательством. Судья указала, что не может быть признан допустимым доказательством протокол, в который вносились ложные данные. Протокол об административном нарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП также, на мой взгляд, является недопустимым доказательством ввиду того, что данные в нем были сфальсифицированы с целью “узаконить” якобы законное задержание меня в течение трех часов в административном здании ОВД, что вполне укладывается в фабулу обвинения по ч. 1 ст. 318 УК, – считает Диана Ципинова. – Однако мы прекрасно понимаем, что Закон об адвокатуре, Конституция РФ, УПК РФ не допускают задержание адвоката сотрудниками полиции».
Адвокат добавила, что данное постановление будет обжаловано в суд в установленном порядке. «Также мы будем добиваться признания протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП незаконным ввиду как фальсификации самого документа, так и отсутствия события правонарушения», – подчеркнула Диана Ципинова.
Она пояснила, что требования Радиона Шогенова изначально носили незаконный характер. «Не могут быть признаны законными требования о том, что защитников выпроваживают из отдела полиции и не допускают к доверителю. Согласно нормам УПК с момента фактического задержания человека необходимо участие адвоката. Кроме того, никаких требований помимо того, чтобы не вести видеосъемку сотрудника ОВД, в наш адрес не прозвучало. В то же время в протоколе указано, что я якобы не повиновалась законным требованиям сотрудников полиции. Что подразумевалось под данными требованиями, будет выясняться в суде», – заключила адвокат.