×

Принят закон о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах иноагентов

Как пояснили авторы поправок, такие ограничения необходимы в целях противодействия скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства
Фото: «Адвокатская газета»
Ранее в комментарии «АГ» одна из адвокатов отмечала: закон не разъясняет, что понимается под «информационными ресурсами», оставляя простор для широкого толкования. По мнению второго, сложно назвать правовым урегулирование деятельности иноагентов посредством попытки лишить их не только собственности, но и легальных доходов. Третий полагает, что принятие закона несет риск злоупотреблений, в том числе связанных с использованием подобных ограничительных норм в целях недобросовестной конкуренции.

28 февраля Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 553750-8), направленный на ограничение возможности размещения рекламы физических и юридических лиц на информационных ресурсах иностранных агентов.

Читайте также
В первом чтении приняты поправки, запрещающие распространять рекламу на информационных ресурсах иноагентов
Как отметили авторы законопроекта, изменения подготовлены в целях противодействия скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства
21 февраля 2024 Новости

Как ранее сообщала «АГ», законом вносятся изменения в ст. 11 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, закрепив в ней соблюдение иноагентом ограничений и запретов, предусмотренных Законом о рекламе. Также корректируются ст. 5 и 7 Закона о рекламе, в них будет указан запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иноагентов, рекламы таких информационных ресурсов. В ст. 4 Закона о СМИ закрепляется запрет рекламы в СМИ и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об информационных ресурсах иноагентов.

Как указано в пояснительной записке, по информации Минюста России в 2023 г. более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов, тем самым принося им доход и обогащая их. Данный закон подготовлен в целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства.

Ранее комментируя поправки, адвокат АП Новосибирской области Ольга Забалуева отмечала, что закон направлен на дальнейшее ограничение деятельности лиц, признанных иностранными агентами, на территории РФ. По ее мнению, в данном случае законодатель сознательно ограничивает иноагентов в возможности легального заработка, запрещая российским рекламодателям размещать информацию о своих продуктах и услугах на их ресурсах. При этом адвокат подчеркивала, что закон не содержит четкого определения, что понимается под «информационными ресурсами», тем самым оставляя простор для широкого толкования данного термина, поскольку информационными ресурсами могут быть признаны даже личные аккаунты в соцсетях.

Ольга Забалуева полагает, что уход лиц, признанных иноагентами, из-под российской юрисдикции в связи с несоразмерными ограничениями их деятельности может иметь негативные последствия для российской экономики, что приведет к тому, что люди будут вести бизнес в других странах, развивая их экономику, в том числе уплачивая налоги.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отмечал, что поправки предусматривают дополнительные ограничения в сфере рекламы: в частности, иноагентам запрещается рекламировать свои услуги и получать прибыль от рекламы, а СМИ – размещать информацию об информационных ресурсах иностранных агентов. По словам адвоката, предпринимательский характер деятельности лиц, признанных иноагентами, расценивается как «скрытое иностранное вмешательство во внутриполитические дела государства». Сложно назвать правовым урегулирование деятельности иноагентов посредством попытки лишить их не только собственности, но и легальных доходов, указал эксперт.

Адвокат, член Комиссии по правам человека АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков подчеркивал, что, учитывая внесудебный порядок, а также порой спорные основания для наделения лица статусом иноагента, подобные ограничения носят дискриминационный характер и представляются противоречащими как конституционным нормам, гарантирующим основные права и свободы человека, так и принципам международного права.

«Основными правовыми последствиями при принятии закона станут невозможность размещения для российских граждан и организаций рекламных объявлений на любых информационных ресурсах лиц, признанных иностранными агентами, а также запрет рекламы информационных ресурсов иностранных агентов в российских СМИ. С высокой степенью вероятности можно предположить риск возможных злоупотреблений в процессе правоприменения, в частности использование таких ограничительных норм в целях недобросовестной конкуренции. Нельзя исключить и того, что российские СМИ, осознавая потенциально возможные риски, связанные с расширительным толкованием закона, будут воздерживаться от любого упоминания информационных ресурсов лиц, признанных иноагентами», – указывал Андрей Федорков.

Рассказать:
Яндекс.Метрика