7 февраля Госдума в третьем чтении приняла закон (законопроект № 86110-8), вносящий изменения в Закон об образовании в РФ, направленные на расширение круга лиц, у которых может быть организована практическая подготовка студентов.
Напомним, в ноябре 2021 г. Минобрнауки РФ представило для общественного обсуждения проект поправок в Закон об образовании, которым предлагалось разрешить студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков». Так, в ст. 2 указанного закона планировалось ввести понятие «профильные организации», которыми предлагалось считать юридических лиц, ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
К внесению проекта закона в Госдуму он претерпел некоторые изменения. Так, к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Соответствующие изменения будут зафиксированы в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании.
Как отмечается в пояснительной записке, в условиях действующего законодательного регулирования исключается возможность организации проведения практической подготовки у таких субъектов, которые осуществляют профессиональную деятельность без образования юридического лица, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем ограничение круга субъектов, у которых может быть организована практическая подготовка, по признаку только лишь организационно-правовой формы осуществления профессиональной (экономической) деятельности создает неоправданные затруднения для получения обучающимися практического опыта во многих отраслях, где распространены и развиваются формы индивидуальной (самостоятельной) занятости (адвокатура, нотариат, текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и др.), и может служить препятствием в достижении государственных приоритетов развития национальной экономической системы.
«Очевидно, что система образования должна соответствовать структурным целям и потребностям рынка труда, что на современном этапе предполагает, в частности, создание условий для развития самореализации граждан посредством самостоятельной профессиональной и экономической деятельности в целях укрепления малого (среднего) предпринимательства. Этому должны служить и инструменты практической подготовки обучающихся, направленные на непосредственное усвоение необходимых профессиональных компетенций (навыков) и способствующие улучшению и ускорению адаптации обучающихся после завершения освоения образовательной программы к реальным условиям избранного направления деятельности», – указывали авторы проекта.
Разработчики уверены, что реализация закона будет способствовать повышению эффективности образовательной деятельности через усиление ее взаимосвязей с реальной профессиональной и экономической практикой, послужит фактором диверсификации российской экономики путем развития направлений самостоятельной профессиональной и экономической самореализации граждан наряду с отношениями трудового найма.
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н. Николай Кузнецов положительно оценил принятые изменения. По его мнению, закон направлен на повышение результативности общих задач практической подготовки – эволюционности вхождения в профессию и усвоения базовых навыков адвокатской деятельности уже на этапе обучения. «Прохождение практической подготовки только в организациях ограничивало ее эффективность. Включение в рассматриваемую сферу адвокатов, осуществляющих деятельность в форме адвокатского кабинета, расширяет возможности организации практики. Это позволит увеличить число областей специализации, так как многие адвокаты-“кабинетчики” работают в узкоспециализированных сферах, а также обеспечить прохождение практики на территориях, где не работают адвокатские образования – юридические лица», – считает адвокат.
Николай Кузнецов полагает, что лица, проходящие практическую подготовку у адвокатов-«кабинетчиков», получат наглядную возможность узнать достоинства и недостатки индивидуальной формы ведения деятельности, сравнить ее с работой в адвокатских объединениях – организациях. Это позволит оптимизировать процесс выбора формы деятельности после завершения обучения, добавил он.
Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ«Высшая школа экономики» Вячеслав Плахотнюк также позитивно оценил принятый закон «Если адвокат имеет время, адекватную материальную базу и желание быть проводником в мир защиты прав граждан, то практика у него пойдет на пользу не только студенту, но и адвокатуре в целом».
Как считает адвокат, существующие опасения, что «индивидуалы» могут превратить практику в пустую формальность с выдачей подтверждающих документов, являются чрезмерными. «Серьезный специалист заинтересован в продвижении своего личного брэнда, поддержании авторитета среди коллег, в том числе через отзывы учеников-практикантов. Сегодня вся необходимая информация об адвокатах есть в открытом доступе, и публичность будет надлежащим контролером качества», – уверен Вячеслав Плахотнюк.
Управляющий партнер АБ «Сафоненков, Густов и Партнеры» Павел Сафоненков отметил: существует мнение, что и без данных изменений студенты могли проходить практику где угодно и большого смысла закон не имеет. Однако, как пояснил адвокат, это не совсем так, а вносимые уточнения в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании все же устранят имеющиеся юридические разногласия, поставят точку в этой норме и, бесспорно, расширят возможности студентов.
«Если говорить о возможности прохождения практики в адвокатских кабинетах, в этом уж точно нет ничего плохого. Адвокатских кабинетов в России более 20 тыс., и, уверен, большинство адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в такой форме адвокатского образования, имеют необходимый и достаточный опыт и могут передавать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению не хуже адвокатов, осуществляющих свою деятельность в любой другой форме адвокатского образования», – прокомментировал Павел Сафоненков.
То же самое, добавил он, касается ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, о которых идет речь в законе. Адвокат подчеркнул, что прохождение практики в крупной организации или у лица, осуществляющую свою профессиональную деятельность индивидуально, само по себе не является критерием оценки качества практической подготовки.
Ранее в комментарии «АГ» президент ФПА РФ Светлана Володина отмечала, что практика учащихся является очень важной частью образовательного процесса. По ее мнению, к этой части приковано огромное внимание, поскольку за счет прохождения практики формируются навыки, вытекающие из получения знаний. «Для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику», – подчеркивала она.