×

Принят закон, разрешающий студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков»

Также к организациям, осуществляющим деятельность по профилю образовательной программы, будут приравнены ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации
По мнению одного адвоката, закон направлен на повышение результативности общих задач практической подготовки – эволюционности вхождения в профессию и усвоения базовых навыков адвокатской деятельности уже на этапе обучения. Другой полагает, что если адвокат имеет время, адекватную материальную базу и желание обучать, то практика у него пойдет на пользу не только студенту, но и адвокатуре в целом. Третий уверен, что адвокаты-«кабинетчики» имеют необходимый опыт, могут передавать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению не хуже адвокатов, осуществляющих свою деятельность в другой форме адвокатского образования. Ранее в ФПА отмечали, что для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику.

7 февраля Госдума в третьем чтении приняла закон (законопроект № 86110-8), вносящий изменения в Закон об образовании в РФ, направленные на расширение круга лиц, у которых может быть организована практическая подготовка студентов.

Напомним, в ноябре 2021 г. Минобрнауки РФ представило для общественного обсуждения проект поправок в Закон об образовании, которым предлагалось разрешить студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков». Так, в ст. 2 указанного закона планировалось ввести понятие «профильные организации», которыми предлагалось считать юридических лиц, ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Читайте также
Предлагается разрешить студентам проходить практику у адвокатов-«кабинетчиков»
Согласно проекту поправок в Закон об образовании, в перечень «профильных организаций» также войдут индивидуальные предприниматели и нотариусы, занимающиеся частной практикой
15 ноября 2021 Новости

К внесению проекта закона в Госдуму он претерпел некоторые изменения. Так, к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, приравниваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Соответствующие изменения будут зафиксированы в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании.

Как отмечается в пояснительной записке, в условиях действующего законодательного регулирования исключается возможность организации проведения практической подготовки у таких субъектов, которые осуществляют профессиональную деятельность без образования юридического лица, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем ограничение круга субъектов, у которых может быть организована практическая подготовка, по признаку только лишь организационно-правовой формы осуществления профессиональной (экономической) деятельности создает неоправданные затруднения для получения обучающимися практического опыта во многих отраслях, где распространены и развиваются формы индивидуальной (самостоятельной) занятости (адвокатура, нотариат, текстильная и легкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и др.), и может служить препятствием в достижении государственных приоритетов развития национальной экономической системы.

«Очевидно, что система образования должна соответствовать структурным целям и потребностям рынка труда, что на современном этапе предполагает, в частности, создание условий для развития самореализации граждан посредством самостоятельной профессиональной и экономической деятельности в целях укрепления малого (среднего) предпринимательства. Этому должны служить и инструменты практической подготовки обучающихся, направленные на непосредственное усвоение необходимых профессиональных компетенций (навыков) и способствующие улучшению и ускорению адаптации обучающихся после завершения освоения образовательной программы к реальным условиям избранного направления деятельности», – указывали авторы проекта.

Разработчики уверены, что реализация закона будет способствовать повышению эффективности образовательной деятельности через усиление ее взаимосвязей с реальной профессиональной и экономической практикой, послужит фактором диверсификации российской экономики путем развития направлений самостоятельной профессиональной и экономической самореализации граждан наряду с отношениями трудового найма.

Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н. Николай Кузнецов положительно оценил принятые изменения. По его мнению, закон направлен на повышение результативности общих задач практической подготовки – эволюционности вхождения в профессию и усвоения базовых навыков адвокатской деятельности уже на этапе обучения. «Прохождение практической подготовки только в организациях ограничивало ее эффективность. Включение в рассматриваемую сферу адвокатов, осуществляющих деятельность в форме адвокатского кабинета, расширяет возможности организации практики. Это позволит увеличить число областей специализации, так как многие адвокаты-“кабинетчики” работают в узкоспециализированных сферах, а также обеспечить прохождение практики на территориях, где не работают адвокатские образования – юридические лица», – считает адвокат.

Николай Кузнецов полагает, что лица, проходящие практическую подготовку у адвокатов-«кабинетчиков», получат наглядную возможность узнать достоинства и недостатки индивидуальной формы ведения деятельности, сравнить ее с работой в адвокатских объединениях – организациях. Это позволит оптимизировать процесс выбора формы деятельности после завершения обучения, добавил он.

Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ«Высшая школа экономики» Вячеслав Плахотнюк также позитивно оценил принятый закон «Если адвокат имеет время, адекватную материальную базу и желание быть проводником в мир защиты прав граждан, то практика у него пойдет на пользу не только студенту, но и адвокатуре в целом».

Как считает адвокат, существующие опасения, что «индивидуалы» могут превратить практику в пустую формальность с выдачей подтверждающих документов, являются чрезмерными. «Серьезный специалист заинтересован в продвижении своего личного брэнда, поддержании авторитета среди коллег, в том числе через отзывы учеников-практикантов. Сегодня вся необходимая информация об адвокатах есть в открытом доступе, и публичность будет надлежащим контролером качества», – уверен Вячеслав Плахотнюк.

Управляющий партнер АБ «Сафоненков, Густов и Партнеры» Павел Сафоненков отметил: существует мнение, что и без данных изменений студенты могли проходить практику где угодно и большого смысла закон не имеет. Однако, как пояснил адвокат, это не совсем так, а вносимые уточнения в п. 2 ч. 7 ст. 13 Закона об образовании все же устранят имеющиеся юридические разногласия, поставят точку в этой норме и, бесспорно, расширят возможности студентов.

«Если говорить о возможности прохождения практики в адвокатских кабинетах, в этом уж точно нет ничего плохого. Адвокатских кабинетов в России более 20 тыс., и, уверен, большинство адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в такой форме адвокатского образования, имеют необходимый и достаточный опыт и могут передавать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению не хуже адвокатов, осуществляющих свою деятельность в любой другой форме адвокатского образования», – прокомментировал Павел Сафоненков.

То же самое, добавил он, касается ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, о которых идет речь в законе. Адвокат подчеркнул, что прохождение практики в крупной организации или у лица, осуществляющую свою профессиональную деятельность индивидуально, само по себе не является критерием оценки качества практической подготовки.

Ранее в комментарии «АГ» президент ФПА РФ Светлана Володина отмечала, что практика учащихся является очень важной частью образовательного процесса. По ее мнению, к этой части приковано огромное внимание, поскольку за счет прохождения практики формируются навыки, вытекающие из получения знаний. «Для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику», – подчеркивала она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика