Как сообщает пресс-служба ФПА, 5 июля заместитель министра юстиции Денис Новак провел совещание по вопросам совершенствования регулирования примирительных процедур, включая применение медиации при рассмотрении дел государственными судами. На мероприятии обсуждался в том числе и пакет поправок Верховного Суда, направленный на совершенствование примирительных процедур в России, о котором ранее писала «АГ».
Документы разработаны в рамках исполнения поручения Президента РФ о развитии примирительных процедур, однако, как отметили на совещании в Минюсте, ВС в большей степени затрагивает в своих проектах вопрос развития примирительных процедур в форме судебного примирения и лишь точечно упоминает об иной форме примирительных процедур – медиации. По этой причине, по мнению деловых кругов, они недостаточны для целей развития бизнеса и разрешения спорных моментов и конфликтных ситуаций в предпринимательской деятельности.
Денис Новак определил задачу совещания как необходимость всестороннего обсуждения концепции и программы совершенствования регулирования примирительных процедур, в том числе и медиации, по результатам которого необходимо создать основу рабочей группы по выработке предложений по исполнению поручения, а также формулирование текстов поправок для законопроектной работы.
В обсуждении проблемы приняли участие представители государственных органов, бизнес-сообщества, организации в области альтернативных способов разрешения споров, адвокатуры и нотариата, научного сообщества и профильных средств массовой информации. При этом были озвучены разные, порой противоположные подходы к ее решению.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил, что примирительные процедуры всегда были и остаются в сфере внимания адвокатуры. Рекомендация о необходимости содействия сторонам закончить спор мировым соглашением закреплена нормативно в правилах адвокатской профессии. Он напомнил, что VIII Всероссийский съезд адвокатов внес либеральные поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката, допускающие для адвоката занятие иными видами деятельности, куда входит и медиация. Обучение и совершенствование навыков примирительных процедур учитываются в счет обязательной программы повышения профессионального уровня адвокатов. В настоящее время большое количество адвокатов являются сертифицированными медиаторами и осуществляют деятельность в этом качестве или используют полученные знания и навыки в адвокатской деятельности.
Представитель Верховного Суда выступил в поддержку подготовленных законопроектов и в своем выступлении делал упор на примирительные процедуры в форме судебного примирения, реализуемого судьями в отставке или сотрудниками суда, повышение активности суда к склонению сторон в пользу примирительных процедур. В качестве одного из вариантов для расширения примирения сторон было предложено рассмотреть вопрос о возможности повышения государственной пошлины на обращение в суд, что будет мотивировать стороны искать альтернативные судебной тяжбе варианты, – ранее на эту тему высказался председатель Совета судей РФ Виктор Момотов, о чем писала «АГ».
Последнее предложение не было поддержано Денисом Новаком, который высказал опасение, что подобный подход определенно ограничит доступ к правосудию, и предложил другой инструмент – полноту взыскания судебных расходов в пользу выигравшей спор стороны, что будет стимулировать развитие внесудебных процедур примирения и альтернативных способов разрешения споров. Относительно развития содержащегося в законопроекте Верховного Суда РФ института судебного примирения силами судей в отставке была сделана ссылка на позицию Минфина России об отсутствии денежных средств на финансирование этой деятельности.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин отметил, что бизнес-сообщество заинтересовано в максимальном расширении спектра примирительных процедур и прежде всего такой ее формы, как медиация, нормы о которой нужно инкорпорировать в процессуальные кодексы. При этом стороны в судебном споре должны иметь возможность выбора государственной (судебное примирение) или негосударственной (медиация) процедуры достижения соглашения о разрешении конфликта.
По его мнению, необходимо нормативно закрепить процедуру медиации, в то же время не делать ее обязательной (по аналогии с обязательным претензионным порядком), чтобы примирительные процедуры не стали причиной затягивания судебных процедур. Были высказаны и другие предложения РСПП по дополнению обсуждаемого законопроекта и выстраиванию сбалансированной структуры примирительных процедур.
Участники дискуссии отметили необходимость доведения до сторон всей полноты информации об альтернативных способах разрешения споров, в том числе составлять публичные списки и вести государственный реестр медиаторов и занимающихся этой деятельностью организаций, определив государственный орган, который будет вести этот реестр. Необходимо принять решение: должны ли это быть профессиональные медиаторы, прошедшие обучение и получившие допуск, или это требование не должно быть обязательным, поскольку по ряду категорий дел (например, семейные споры) имеется широкий положительный опыт этой работы лиц, не являющихся профессиональными медиаторами.
Научный руководитель Федерального института медиации, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Научно-методического центра медиации и права Цисана Шамликашвили рассказала о разработанном проекте концепции интеграции медиации в работу судов с целью их разгрузки, повышения доверия к суду как институту государственной власти, совершенствования судебной и правовой системы в целом.
Председатель Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ Юлия Ширяева рассказала о накопленном опыте обучения медиации и ее практической реализации. Было высказано возражение относительно предложения проводить медиацию лишь при подготовке дела к судебному разбирательству, поскольку в данном случае главное – не стадия процесса, а готовность сторон к этой процедуре, которая может возникнуть в любое время. Она отметила важность овладения судьями и представителями сторон методикой примирительных процедур и прежде всего способностью диагностировать ситуацию и выявлять предпосылки готовности сторон к заключению мирового соглашения.
Участникам совещания были представлены методические наработки по реализации примирения сторон, а также отмечено, что при осуществлении процедур медиации не были замечены случаи ее использования в качестве способа затягивания разбирательства по делу. При этом на основании опыта заключения более 600 медиационных соглашений было высказано возражение по поводу идеи придать им силу исполнительного документа, поскольку воля сторон на завершение спора мировым соглашением распространяется не только на его заключение, но и на исполнение. Отдельно отмечена необходимость разработки стандарта и единой программы обучения медиации.
В заключение Денис Новак отметил, что следующая встреча по этому вопросу состоится в середине августа. К этому времени от участников дискуссии ожидаются тексты поправок в законопроект ВС РФ в части развития процедур медиации и иных мер по совершенствованию альтернативных способов разрешения споров.
Отметим, что ранее, на круглом столе «Альтернативные способы разрешения споров и цифровое правосудие» в рамках МПМЮФ-2018 Денис Новак отмечал, что необязательность медиативной оговорки препятствует развитию института медиации, и высказался о возможности включения ее в договоры на обязательной основе.