×

Уточняется порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

В Думу внесен законопроект, устанавливающий, что жалобу на постановление административной комиссии будет рассматривать районный суд по месту нахождения данного коллегиального органа
Одна из экспертов «АГ» обратила внимание, что законопроект не содержит иных положений КоАП, касающихся вопросов территориальной подсудности, которые также требуют законодательного регулирования. Другой отметил, что законодатель устранил неконституционность п. 4. ч. 1 ст. 30.1 КоАП наиболее простым путем, исключив его из указанной статьи, а также скорректировал некоторые формулировки взаимосвязанных статей КоАП.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 762880-8, подготовленный в целях устранения неопределенности в вопросе определения территориальной подсудности рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ. Поправки разработаны во исполнение Постановления Конституционного Суда от 24 мая 2024 г. № 24-П.

Читайте также
КС выявил неопределенность в порядке обжалования постановлений по делам об административном правонарушении
Он отметил, что практика применения судами установленного КоАП порядка обжалования постановлений, вынесенных городскими административными комиссиями, указывает на разные подходы к решению вопроса о территориальной подсудности жалоб
27 мая 2024 Новости

Напомним, ранее КС признал п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП не соответствующим Конституции в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта РФ, чем допускает произвольное отнесение рассмотрения такой жалобы к ведению районного суда по месту нахождения административной комиссии, по месту проведения ее заседания или по месту совершения административного правонарушения.

В целях устранения выявленной Конституционным Судом неопределенности законопроект предполагает признать п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП утратившим силу и исключить из ч. 2 и 6 ст. 30.9 и ч. 4 ст. 30.12 КоАП указание на «орган, созданный в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».

Согласно пояснительной записке внесение изменений позволит однозначно определить суд, уполномоченный рассматривать жалобу на постановление административной комиссии, − районный суд по месту нахождения данного коллегиального органа. При этом обжалование постановлений, вынесенных иными органами, созданными в соответствии с законом субъекта РФ, но не являющимися коллегиальными, будет производиться согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

По мнению авторов законопроекта, такой подход позволит обеспечить правовую определенность в вопросе о компетенции судей, органов, должностных лиц по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных органами государственной власти субъектов РФ.

Читайте также
КС обязал урегулировать подсудность при обжаловании постановлений об административных правонарушениях
Суд констатировал невозможность однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на вынесенное должностным лицом и не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении
13 ноября 2024 Новости

В комментарии «АГ» старший юрист коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры» Фатима Зангиева заметила, что предлагаемые изменения решают проблему, обозначенную в Постановлении № 24-П/2024, путем исключения непосредственно п. 4 ч. 1 ст. 30.1 КоАП, а также указания на иные органы, создаваемые в соответствии с законом субъекта РФ. Однако сам законопроект не содержит иных положений КоАП, касающихся вопросов территориальной подсудности, которые также требуют законодательного регулирования, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда № 51-П/2024 от 12 ноября 2024 г., в котором выявлена правовая неопределенность в определении территориальной подсудности жалоб на не вступившие в законную силу постановления в вышестоящий суд.

«В связи с этим целесообразнее дополнить законопроект иными изменениями, которые касаются, в частности, разработки четких критериев определения территориальной подсудности рассмотрения жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности, в том числе в случаях, когда постановление выносится административным органом, особенно в ходе проведения административного расследования в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в целях недопущения возникновения ситуаций дискреционного выбора места обжалования постановлений и решений в рамках КоАП РФ», − полагает Фатима Зангиева.

Генеральный директор, партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев отметил, что законодатель устранил неконституционность п. 4. ч. 1 ст. 30.1 КоАП наиболее простым путем, исключив его из указанной статьи, а также скорректировал некоторые формулировки взаимосвязанных статей КоАП. Соответственно, постановления административных комиссий, созданных согласно законодательству субъекта РФ, после принятия комментируемых поправок будут подлежать обжалованию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП, т.е. в районный суд по месту нахождения таких комиссий. По его мнению, такие изменения устраняют правоприменительную неопределенность в вопросах подсудности рассмотрения соответствующих жалоб, а также исполняют предписания Конституционного Суда.

Рассказать:
Яндекс.Метрика