9 января адвокат АП Ярославской области Владимир Зубков опубликовал на своей странице в Facebook открытое письмо генеральному прокурору России Игорю Краснову и председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву относительно его уголовного дела, которое в настоящее время повторно рассматривается в суде первой инстанции после отмены обвинительного приговора апелляцией.
Обвинительный приговор и его отмена
Как ранее сообщала «АГ», 20 сентября 2019 г. Заволжский районный суд г. Ярославля признал адвоката Владимира Зубкова виновным в двух покушениях на мошенничество и в фальсификации доказательств по гражданскому делу (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 303 УК РФ). В ходе рассмотрения дела Владимир Зубков своей вины не признавал и со ссылкой на нормы Закона об адвокатуре отказывался давать показания по предъявленным ему обвинениям.
Адвокат был приговорен к четырем годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима с запретом заниматься профессиональной деятельностью на два с половиной года. При этом Владимир Зубков был освобожден от отбывания наказания за фальсификацию доказательств в связи с истечением срока давности. Суд также учел наличие у него малолетнего и несовершеннолетних детей в качестве смягчающего обстоятельства и не выявил отягчающие обстоятельства. Адвокат был взят под стражу в зале суда.
29 июня, как писала «АГ», Судебная коллегия по уголовным делам Костромского областного суда отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение в связи с выявлением ряда нарушений. Отменяя приговор, апелляция указала, что при новом рассмотрении дела необходимо проверить все доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах осужденного и его адвокатов, и дать им соответствующую оценку, после чего принять законное, обоснованное и мотивированное решение. В частности, в жалобе указывалось на то, что при рассмотрении уголовного дела председательствующим судьей не были устранены нарушения, допущенные на стадии следствия, что он не провел предварительного слушания по делу после изменения его территориальной подсудности и не допустил к участию одного из защитников. Также в жалобе указывалось на нарушение права защитников на ознакомление с материалами уголовного дела и на незаконное игнорирование судьей ходатайств защиты и заявленных ею отводов.
Содержание открытого письма
В своем обращении Владимир Зубков настаивает на том, что его уголовное преследование носит надуманный характер и продиктовано активной защитой его доверителей, которые ранее находились в одном из ярославских СИЗО, где к заключенным применялись пытки для дачи признательных показаний.
По мнению адвоката, уголовное дело в отношении него было «сфабриковано» из-за его обращений в суд за защитой своих прав. «Многочисленные процессуальные нарушения фиксировались мной еще в период следствия. Во-первых, это сам факт возбуждения уголовного дела. В отношении спецсубъектов, в число которых входят и адвокаты, постановление о возбуждении уголовного дела может подписать только руководитель следственного органа, а не обычный следователь, как это было в моей ситуации. Во-вторых, следователь фактически совершил должностное преступление, оформив привод и допросив в качестве свидетеля моего защитника, адвоката Олега Крупочкина, без предварительного решения суда. Таким образом, уже на стадии следствия было грубо нарушено мое право на защиту. В-третьих, меня также допрашивали без предварительного решения суда, что в случае следственных действий в отношении адвоката незаконно», – отмечено в открытом письме.
По словам Владимира Зубкова, уголовное судопроизводство в Заволжском районном суде г. Ярославля также изобиловало многочисленными нарушениями его прав. «Судья Заволжского суда Сергей Лупанов повторил те же нарушения, что и следователь: не допустил моего защитника к участию в деле, дважды оформлял его привод для допроса в качестве свидетеля. Второго защитника лишили возможности ознакомиться с делом. Меня заставляли участвовать в заседаниях больным, лишив возможности лечиться. Впоследствии меня и вовсе доставили в СИЗО прямо из стационара. Полагаю, что такие действия судьи можно считать одной из форм пыток», – подчеркнул адвокат.
Он добавил, что при новом рассмотрении его уголовного дела также имеются различные нарушения и злоупотребления. По словам адвоката, в частности, прокуратура Ярославской области без процессуальных оснований забирала материалы дела из суда, что категорически запрещено законом и свидетельствует о единой позиции суда и государственного обвинения. Кроме того, по мнению адвоката, Ярославский областной суд, как и Заволжский районный суд г. Ярославля, необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств защиты об изменении территориальной подсудности и направлении уголовного дела в ВС РФ.
Владимир Зубков также рассказал, в чем выразились, по его мнению, нарушения принципа независимости суда отдельными судьями, которые ограничили его доступ к правосудию на стадии кассационного обжалования. Кроме того, адвокат сообщил, что 30 декабря он обратился в Верховный Суд с ходатайством об изменении территориальной подсудности, поскольку ярославские судьи, по его убеждению, заинтересованы в том, чтобы уголовное дело не покидало пределы региона.
Комментарии Владимира Зубкова и его защитника
В комментарии «АГ» Владимир Зубков отметил, что его открытое письмо в адрес генпрокурора России и председателя Верховного Суда РФ – это повод для максимальной огласки его несправедливого уголовного преследования. «Так называемые “потерпевшие” прямо угрожают мне убийством в колонии, я писал об этом заявление в полицию, но никакого расследования по нему не проводится. Как мне пояснили в полиции: “вот убьют – и будем расследовать”. Крайне несправедливое уголовное судопроизводство по моему уголовному делу, нарушающее мои права, – это безусловный повод для публикации такого открытого письма», – полагает он.
Председатель квалификационной комиссии АП ЯО Михаил Каплин, защищающий Владимира Зубкова, назвал его открытое письмо вынужденным шагом защиты, поскольку судья, рассматривающий дело в первой инстанции, незаконно отказал в удовлетворении ходатайства подсудимого об изменении территориальной подсудности, адресованного Верховному Суду РФ и мотивированного ссылкой на подп «в» п. 2 ч. 1 ст. 35 УПК РФ. «В такой ситуации имеется единственный выход: напрямую обращаться в высшую судебную инстанцию, что и было реализовано», - подчеркнул он.
В АП ЯО и ФПА отреагировали на открытое письмо адвоката
Президент АП Ярославской области Татьяна Смирнова сообщила «АГ», что об открытом письме Владимира Зубкова она узнала из СМИ. «Полагаю, что адвокат обсудил этот вопрос о написании открытого письма со своими защитниками. О том, что в уголовном деле Владимира Зубкова имеются нарушения уголовно-процессуального законодательства на стадии судопроизводства, палата узнала из СМИ, сам он не обращался в АП ЯО по этому поводу», – отметила она.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров отметил, что адвокатам всегда любопытны дела, приговоры по которым отменяются из-за процессуальных нарушений, и в частности нарушений прав на защиту. «Но комментировать перипетии дела без знания всех его материалов считаю недопустимым. Думаю, что в описанной Владимиром Зубковым ситуации ему могло бы быть оказано содействие Комиссии Совета АП Ярославской области по защите профессиональных прав адвокатов, но такая помощь возможна только по просьбе самого Зубкова, а он, насколько мне известно, в органы адвокатского самоуправления за помощью не обращался», – подчеркнул он.
По словам Геннадия Шарова, подробная информация о деле, публикуемая в «АГ», свидетельствует о том, что адвокаты Владимира Зубкова предпринимают все необходимые и достаточные шаги по его защите. «Вероятно, поэтому они не видят необходимости обращения за помощью в адвокатскую палату», – предположил он.