×

Грядущие перемены

О новых формах доступа к правосудию
Материал выпуска № 12 (245) 16-30 июня 2017 года.

ГРЯДУЩИЕ ПЕРЕМЕНЫ

О новых формах доступа к правосудию

Недавно «Сбербанк России» заявил о запуске онлайн-сервиса «Простые инвестиции» – роботизированного финансового советника, который будет помогать частным инвесторам управлять своими активами. В начале года банк объявил о намерении сократить около трех тысяч сотрудников и заменить их одним роботом-юристом. Данный пример свидетельствует не только о техническом развитии отдельно взятой компании, но и о накатившей волне технических новаций в сфере услуг, в том числе правовых. Рассмотрим их более подробно.

Автоматизация юридических процессов
Несмотря на то что на прошедшем VII Петербургском международном юридическом форуме Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что «искусственный интеллект вряд ли сможет в ближайшем будущем заменить труд юристов», тенденция к упрощению доступа к правовой помощи и к автоматизации юридических процессов приняла необратимый характер.

Помимо автоматизации «на местах», появились также сервисы юридической самопомощи, такие как, например, конструктор документов и договоров FreshDoc. Также широкую популярность в России получил портал Pravoved, где можно онлайн получить как платную, так и бесплатную юридическую консультацию или помощь.

Ирина Цветкова
адвокат,
основатель онлайн-сервиса Platforma

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» №12 за 2017 г.

ИНТЕРНЕТ НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ДОВЕРИЯ

Участие в судопроизводстве, помимо наличия субъективного права, предполагает еще много составляющих, которые в совокупности делают доступ к суду непростым, непривычным и дорогостоящим мероприятием для большинства граждан и представителей мелкого и даже среднего бизнеса. Тем более, когда речь идет о некрупных суммах, а с другой стороны выступает монополия или крупный участник рынка с опытом судебных споров и сильной командой юристов. Разумеется, появление площадки, которая смогла бы объединить интересы юристов, готовых вести дела этих категорий лиц, и инвесторов, стремящихся заработать, – прогрессивное явление.

Второй вопрос – функционал. Если сервис – просто «доска объявлений», это наиболее простая и, главное, безупречная форма организации взаимодействия. Если речь идет о формировании готового продукта для инвестора, то здесь важно доверие к экспертам со стороны потенциальных инвесторов, ведь именно на базе их заключений инвесторы будут оценивать перспективы дела и определяться со своими вложениями. Основным вопросом станет и организация обеспечения интересов инвесторов на случай достижения результата.

Дмитрий ПРОВОДИН,
партнер, адвокат АБ «Бартолиус»

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» №12 за 2017 г.