×

Консолидировать здоровые силы

При подготовке законопроекта о третейском разбирательстве Минюст России ставит своей задачей максимально учесть интересы добросовестного бизнеса
Материал выпуска № 9 (170) 1-15 мая 2014 года.

КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЗДОРОВЫЕ СИЛЫ

При подготовке законопроекта о третейском разбирательстве Минюст России ставит своей задачей максимально учесть интересы добросовестного бизнеса

Совет Федерации

17 апреля Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества провел круглый стол «Актуальные вопросы развития института третейских судов на территории Российской Федерации». Заместитель министра юстиции РФ Елена Борисенко прокомментировала ключевые моменты разработанного Минюстом проекта федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и выступления экспертов.

Среди экспертов, участвовавших в работе круглого стола, были представители Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской арбитражной ассоциации, адвокатуры и юридических фирм. Модератор – заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин напомнил о том, что законопроект вызвал большую дискуссию в профессиональном сообществе, и призвал сблизить позиции.

По словам Елены Борисенко, при подготовке документа Минюст поставил перед собой задачу максимально учесть заинтересованность добросовестного бизнеса в развитии такого способа разрешения споров, как третейское разбирательство. Главные цели законопроекта – борьба с «карманным третейским правосудием», незаконными схемами использования третейских судов (в том числе при рейдерских захватах), обеспечение независимости третейских судов, повышение их профессионализма, приведение третейского судопроизводства к международным стандартам.

Подходы к способам достижения этих целей оказались в центре дискуссии, которая развернулась после публикации в январе текущего года первого варианта текста законопроекта под названием «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». К апрелю его разработчики обобщили замечания, поступившие в период общественного обсуждения, и подготовили новую редакцию.

Тем не менее выработать общую позицию экспертам пока не удалось: участники круглого стола высказали самые разные подходы – от предложения сохранить третейские суды при государственных корпорациях и компаниях до обоснования необходимости создать единую систему третейских судов в России. Елена Адольфовна прокомментировала каждое из прозвучавших мнений с точки зрения концепции законопроекта.

Заместитель министра назвала положения, направленные на то, чтобы исключить недобросовестный подход к третейскому разбирательству. Они предусматривают: приведение в исполнение решения третейского суда, на основании которого в государственный реестр вносится запись, влекущая возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, только на основании исполнительного листа, выдаваемого по решению государственного суда; хранение в государственных судах решений третейских судов или постановлений о прекращении арбитража (на основании этих документов впоследствии могут быть заявлены требования в рамках судебного процесса); создание в постоянно действующих третейских судах (по новой терминологии – арбитражных учреждениях) коллегиальных органов, куда стороны смогут обжаловать решения по вопросам, связанным с отводами арбитров и прекращением их полномочий; единый стандарт регламента третейского суда, включающий ряд обязательных норм, которые должны в нем содержаться наряду с вариативными. К обязательным относятся в том числе требования, направленные на предотвращение конфликта интересов.

Необходимостью исключить конфликт интересов Елена Борисенко объяснила, в частности, введение в законопроект положения, согласно которому не могут выступать в качестве учредителей постоянно действующего арбитражного учреждения органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации, госкомпании, политические партии, религиозные организации, а также исключительно адвокатские образования, ФПА РФ, адвокатские палаты субъектов РФ, ФНП РФ, нотариальные палаты субъектов РФ.

Ожидаемое уменьшение числа третейских судов, которых сейчас в нашей стране, по разным оценкам, от 1500 до 3500, она охарактеризовала как «консолидацию здоровых сил и отсечение нездоровых». С этой целью в законопроект включены нормы, предусматривающие возможность создавать постоянно действующие третейские суды только при некоммерческих организациях (новая редакция предусматривает одно исключение из этого правила, которое касается бирж) и лишь с разрешения Минюста.

Первый вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что предложенный Минюстом законопроект в высокой степени соответствует базовым принципам третейского разбирательства: конфиденциальность, отсутствие многоступенчатой процедуры, выбор в качестве арбитра специалиста в сфере, к которой относится предмет спора, большая свобода сторон в выборе места проведения разбирательства. Однако он высказал сомнение, в частности, в достаточной обоснованности запрета учреждать третейские суды при адвокатских палатах.

От имени Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко поблагодарил Совет Федерации за то, что этот законодательный орган становится серьезной площадкой для дискуссий по важным и актуальным проблемам, а Минюст – за способность проблемы выявлять и находить пути их решения.

Мария ПЕТЕЛИНА,
корр. «АГ»


Яндекс.Метрика