×

Лазейка для наркоторговцев

Нет четкой нормативной границы, до которой вещество является аналогом наркотика и после которой – новым наркотиком
Материал выпуска № 5 (190) 1-15 марта 2015 года.

ЛАЗЕЙКА ДЛЯ НАРКОТОРГОВЦЕВ

Нет четкой нормативной границы, до которой вещество является аналогом наркотика и после которой – новым наркотиком

15 февраля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ, более известный как «Закон о спайсах». Данный закон дополняет УК РФ статьей 234-1, которая устанавливает ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Также в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» введено понятие новых потенциально опасных психоактивных веществ, определен порядок ведения их реестра.

Принятие этого Закона мотивировалось тем, что Правительство РФ не успевает дополнить свое Постановление от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, … для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» новыми видами наркотиков – «спайсов», которыми обобщенно стали называть синтезированные аналоги «классических» наркотиков. И продавцы, и потребители спайсов, не включенных в список наркотиков, а де-факто таковыми являющихся, занимаются их оборотом, но при этом не несут никакой ответственности.

Теперь, согласно ч. 1 ст. 234-1 УК РФ незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, – наказываются штрафом в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы / иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Полагаю, что эти законодательные изменения не просто не выполнят возлагавшихся на них надежд, а создадут лазейку для наркоторговцев.

Сейчас названное Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 содержит следующее примечание: «размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются». На практике эксперт, проводящий судебную химическую экспертизу, может назвать аналогом почти любое вещество. Так как четкой нормативной границы (например, наличия или отсутствия определенного количества атомов, и т.д.), до которой вещество является аналогом наркотика и после которой  является новым наркотиком, нет. Рано или поздно наркодилер спайса, де-юре не включенного в Постановление Правительства РФ № 1002 от 1 октября 2012 г. в качестве самостоятельного вещества, а де-факто являющегося наркотиком, попадался «в руки» судебного эксперта, который руководствовался расширительным толкованием закона или субъективным внутренним чувством справедливости. В итоге – привлекался к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических или психотропных веществ. Полагаю, коллеги-практики согласятся – абсолютное большинство судебных приговоров «за спайс» выносилось именно за аналоги внесенных в списки наркотических средств веществ.

Крупный размер по «спайсам» сейчас обычно составляет от 0,25 грамма вещества. Поэтому лица, приобретшие «спайс», обычно несут ответственность по ч. 2 ст. 228 УК РФ (наказание от 3 до 10 лет лишения свободы), сбытчики – по ч. 4 ст. 228-1 УК РФ (наказание от 10 до 20 лет лишения свободы), контрабандисты – по ч. 3 ст. 229-1 УК РФ (наказание от 10 до 20 лет лишения свободы).

С введением названного закона и наполнением списка новых потенциально опасных психоактивных веществ возможна следующая ситуация.

Наркодилер сможет заказать за границей производство точно такого вещества, включенного в список новых потенциально опасных психоактивных веществ, которое де-факто (по оказываемому эффекту) является наркотиком.

Лицо, которое будет ввозить новое потенциальное опасное психоактивное вещество в Россию, рискует получит по ч. 1 ст. 234-1 УК РФ наказание в виде штрафа до 30 тысяч рублей или ограничения свободы на срок до двух лет вместо угрозы наказания в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет за контрабанду наркотиков в крупном размере (часто составляющемуся от грамма запрещенного вещества).

За хранение любого количества новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также за их сбыт в размере нескольких килограммов наказание одинаковое – те же штраф до 30 тысяч рублей или ограничение свободы на срок до двух лет вместо возможности получить пожизненное лишение свободы за совершение последнего деяния в отношении наркотиков.

Таким образом, вскоре мы можем получить ситуацию, когда вся связанная с незаконным оборотом наркотиков цепь: контрабандист – сбытчик – потребитель перейдет на новые потенциально опасные вещества и будет отслеживать момент внесения вещества в список наркотиков. Как известно, время внесения вещества в список наркотических и психотропных сейчас составляет несколько месяцев. При этом, вероятно, сбытчики и контрабандисты будут иметь при себе документ о точном соответствии изъятого у них формуле нового потенциально опасного вещества, а де-факто наркотика. А адвокаты-защитники в уголовном деле – строить линию защиты на том, что обнаруженное у доверителя вещество, это именно новое потенциально опасное, самостоятельно включенное в их список, а не аналог какого-либо наркотика.

Правоохранительные органы, вероятно, ответят уголовными делами, в материалах которых доказывается совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору. За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершенный группой лиц по предварительному сговору, то есть по ч. 2 ст. 234-1 УК РФ, наказание значительно жестче – до 6 лет лишения свободы. Любопытно будет понаблюдать за правоприменительной практикой по ст. 234-1 УК РФ. При таком начале она просто не может быть неинтересной.

Константин КУДРЯШОВ,
адвокат АП Москвы

Яндекс.Метрика