×

Самоограничение адвокатуры

Сохраняя сильные стороны нашей адвокатуры, мы должны ориентироваться на мировую юридическую практику
Материал выпуска № 16 (129) 16-31 августа 2012 года.

САМООГРАНИЧЕНИЕ АДВОКАТУРЫ

Сохраняя сильные стороны нашей адвокатуры, мы должны ориентироваться на мировую юридическую практику

БуробинРешением Совета ФПА в июне этого года образована рабочая группа по совершенствованию Кодекса профессиональной этики адвоката. Представляется, что одной из ее задач может быть решение вопроса о содержащихся в этом акте запретах, которые препятствуют активному участию адвокатов в хозяйственной жизни страны.

Адвокату запрещается совмещать адвокатскую деятельность с некоторыми видами иной, «неадвокатской», деятельности. Стоит разобраться в соотношении этих понятий и посмотреть, нужны ли они на самом деле и как такие ограничения реализуются в жизни адвокатуры и каждого из нас.

Запреты в Законе и Кодексе
Запрет «совместительства» установлен в ст. 2 Закона об адвокатской деятельности, согласно которой адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности. Напомним, что в первоначальной редакции эта норма Закона содержала более жесткие ограничения, и адвокату запрещалось заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельностью.

После принятия Федерального закона № 163 от 20 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», который смягчил законодательные запреты по совмещению адвокатом различных видов работы, в Кодекс этики Всероссийским съездом адвокатов в этой части вносятся изменения, явно выходящие за пределы запретов, установленных Законом, и направленные на значительное, по существу ничем не обоснованное самоограничение адвокатской деятельности.

Статья 9 Кодекса была дополнена пунктом 3, в котором адвокату мы уже сами запретили:

– заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг;
– вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
– принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя – юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается.

В самом адвокатском сообществе нет единого понимания целесообразности и толкования названных запретов, что порождает правовую неопределенность.

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 16 за 2012 г.

Виктор БУРОБИН,
член Совета ФПА РФ,
президент адвокатского бюро
«Адвокатская фирма “Юстина”»


Яндекс.Метрика