×

Варшавская vs. монреальской

Существующая правовая неопределенность позволяет авиакомпаниям экономить на обновлении парка самолетов
Материал выпуска № 16 (129) 16-31 августа 2012 года.

ВАРШАВСКАЯ VS. МОНРЕАЛЬСКОЙ

Существующая правовая неопределенность позволяет авиакомпаниям экономить на обновлении парка самолетов

ЦезареваРоссия является участницей сразу двух международных соглашений, регулирующих международные воздушные перевозки, – Варшавской конвенции 1929 г. и Монреальской конвенции 1999 г. Ратификация последней отложена на конец 2012 г. А пока, в условиях правовых коллизий, существенно снижается ответственность авиаперевозчика перед пассажирами.

На сегодняшний день роль международных воздушных перевозок невероятно велика. Общее экономическое развитие государств, необходимость выезда за границу для выполнения служебных обязанностей и желание попутешествовать или провести отпуск на территории иностранного государства создают потребность единообразного правового регулирования международных воздушных перевозок.

Информация на билете
В январе этого года в аэропорту г. Иркутска я приобрела электронный билет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» для перелета из г. Иркутска в г. Краснодар с пересадкой в г. Москве. В этом билете содержалось уведомление по поводу перевозки, имеющей пункт назначения или остановку не в стране отправления.

Когда я прочитала данное уведомление, моему удивлению и негодованию не было границ. Вот его текст: «К перевозке, имеющей пункт назначения или остановку не в стране отправления, могут применяться положения Варшавской конвенции или Монреальской конвенции, которые определяют и могут ограничивать ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира, а также за утрату или повреждение багажа. Более подробную информацию можно получить у перевозчика. Смотрите также “Извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности” и “Уведомление об ограничении ответственности за багаж”.

Перевозка и другие предоставляемые перевозчиком услуги подчиняются условиям, которые включаются в данный документ ссылкой на них. Ознакомиться с этими условиями можно в любом офисе ответственного перевозчика или перевозчика, указанного в билете».

Этой записью ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» попыталось максимально снизить свою ответственность перед пассажирами и грузоотправителями.

Варшавская и монреальская системы
Сегодня существует несколько международных соглашений, которые регулируют международные воздушные перевозки.

Из них два основных международных договора: Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принятая в Варшаве в 1929 г. (Варшавская конвенция), и Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, принятая в Монреале в 1999 г. (Монреальская конвенция). Как раз на эти международные договоры и ссылается ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».

Однако данные международные договоры не дополняют друг друга, а в корне различаются, поэтому не могут регулировать одни и те же отношения совместно, без коллизий норм права. Это создает почву для возникновения правовых конфликтов между странами – участницами обеих конвенций. Двойственность этой ситуации разрешится только по мере расширения числа участников Монреальской конвенции 1999 г.

Монреальская конвенция 1999 г. вступила в силу 4 ноября 2003 г. в 90 странах мира. Япония, Португалия, Мексика, Канада, США и другие страны приняли и ратифицировали Монреальскую конвенцию, но многие из этих государств до сих пор не отменили действие Варшавской конвенции, следовательно, в них действуют две системы – варшавская и монреальская. Возможность параллельного участия в обеих системах существенно замедляет процесс замены варшавской системы более универсальной системой, предложенной Монреальской конвенцией.

Несмотря на то что последняя улучшает положение пассажиров и грузоотправителей, а также устраняет сложности, связанные с длительными судебными разбирательства, о чем свидетельствует мировая судебная практика, Российская Федерация, подписав конвенцию, до сих пор не ратифицировала ее. Министерство транспорта РФ постоянно переносит сроки ратификации этой конвенции. На сегодняшний день срок представления Монреальской конвенции в Правительство РФ перенесен на ноябрь 2012 г., а срок внесения в Государственную Думу РФ – на декабрь 2012 г.

А значит, на данный момент российские авиаперевозчики не могут руководствоваться ею. При этом воздушные перевозки осуществляются ежедневно во многие страны мира.

Полный текст статьи читайте в печатной версии "АГ" № 16 за 2012 г.

Татьяна ЦЕЗАРЕВА,
юрист адвокатского бюро «СУПРЕМА ЛЕКС»
Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам
(г. Краснодар)