ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
О Европейском суде по правам человека написано и сказано немало. Его разбирательства и вынесенные им решения значимы не только для заявителя и государства-ответчика, но и для всех государств – членов Совета Европы. Но о том, как функционирует его аппарат, известно значительно меньше.
Дмитрий КОНДРАТЬЕВ, почетный адвокат России, член Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов, заведующий филиалом «Служба адвокатов “ВЕРА”» в Новосибирской области, многое узнал об этом, когда в ноябре 2008 г. проходил недельную стажировку в секретариате ЕСПЧ.
Стажировка носила частный характер и была связана с моим обучением в аспирантуре на кафедре Конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации по теме диссертационного исследования «Некоторые процедурные проблемы подачи и рассмотрения жалоб против Российской Федерации».
По прибытии в Страсбург и оформлении всех необходимых документов в аппарате Совета Европы, я был направлен в секретариат Суда и прикреплен к российскому отделу, который называется дивизион TF-6. Руководитель российского дивизиона Михаил Лобов расписал мне все пять дней стажировки, наметив рабочие встречи с каждым подразделением, начиная от канцелярии и заканчивая специалистами, контролирующими исполнение решений Европейского суда.
Мне был выделен для работы отдельный кабинет с персональным компьютером и выходом в Интернет; я был зарегистрирован на сайте Совета Европы как стажер и мне присвоили адрес электронной почты.
Одна из рабочих встреч – со специалистом отдела Алексеем Дацкевичем – длилась более шести часов. Он рассказал мне о том, как комплектуются судебные дела, провел меня по всем подразделениям, рассказав о движении документов. Примечательно, что транспортировка материалов дел частично автоматизирована. Ни один специалист не перемещает дела по этажам самостоятельно. Под потолком находятся рельсы-направляющие, которые транспортируют боксы с судебными делами, доставляя их от «отправителя» «получателю».
Примерно 30 российских юристов работают в шести отделах секретариата Суда.
Два отдела – комитетные, то есть работают с комитетами, состоящими из трех судей. Комитеты рассматривают, как правило, жалобы, являющиеся необоснованными или неприемлемыми. Таковых – более 90 %. Комитетный отдел готовит проект решения по такой жалобе, а комитет проводит закрытое заседание и принимает единогласное решение о неприемлемости жалобы заявителя. В ином же случае, если комитет установит основания для рассмотрения поданной жалобы (либо не будет единогласного решения), – дело из этого комитета направляется в палату.
Четыре отдела секретариата Суда – палатные. Юристы готовят проекты решений для палаты, состоящей из семи судей от государств – членов Совета Европы.
Сформированное дело направляется правительству государства – ответчика. Суд предлагает сторонам по делу дать комментарии. В Европейском суде по правам человека предусмотрена только письменная процедура представления доказательств и дачи пояснений.
Большая палата в составе 17 судей слушает дела исключительной правовой значимости и важности.
Российские стороны почти всегда отказываются от публичных слушаний и не настаивают на явке друг друга в Суд.
Палатные отделы секретариата могут быть универсальные – которые изучают материалы разных категорий дел, а могут специализироваться и на конкретных делах по определенной правовой тематике.
Примечательно, что материалы дела уже в канцелярии Суда оформляются в однотонные папки разных цветов: от светло-голубого до светло-розового. По цвету обложки можно сразу определить год поступления жалобы в ЕСПЧ.
Российские юристы – специалисты секретариата Суда – являются, по сути, «рабочими лошадками», которые готовят проекты основных документов на основании поступивших жалоб и иных материалов дела. Они ведут переписку со сторонами по делу, анализируют ответы, разрешают практически все организационные и технические вопросы при подготовке дела к слушанию.
Распорядок рабочего дня специалиста секретариата ЕСПЧ таков. Начало и окончание рабочего дня планируется самостоятельно при соблюдении следующих условий: сотрудник обязан присутствовать на рабочем месте в обязательном порядке с 09.00 до 12.00 и с 14.30 до 16.00 и с выработкой не менее 39 часов в неделю. Можно начинать работу раньше и заканчивать позднее (с некоторыми ограничениями), а ежедневные переработанные часы суммировать и за счет этого, например, взять дополнительный выходной день в месяц.
ЕСПЧ не обеспечивает сотрудников жильем и автотранспортом. Это правило распространяется и на судей от государств – членов Совета Европы. Кафе-столовая работает с 09.00 до 16.00 и обслуживает судей, специалистов суда и иных работников по одному принципу: одно меню на всех и отсутствие VIP-залов. Так, во время обеда запросто можно оказаться за одним столом с любым судьей и даже с Председателем Европейского суда.
Планировка здания предусматривает наличие большого числа лифтов и лестничных маршей. В каждом этаже двух крыльев здания Суда – коридоры, по левую и правую сторону которых расположены кабинеты. Приемные и секретари (кроме приемной Председателя ЕСПЧ) отсутствуют. Площадь кабинетов у специалистов – 15–20 квадратных метров. Бросается в глаза практически полное отсутствие шкафов, даже для верхней одежды. В комнате работают в среднем по два специалиста.
Кабинет судьи ЕСПЧ от России Анатолия Ковлера размером чуть больше и имеет небольшую зону с журнальным столиком и мягкой мебелью. Несмотря на всю свою занятость, Анатолий Иванович любезно уделил мне более часа своего времени. Безусловно, как практикующий адвокат, я не преминул воспользоваться такой ситуацией и в процессе беседы постарался получить подробные ответы на интересующие меня вопросы…
Одна из главных проблем рассмотрения дел в ЕСПЧ – длительность. Она напрямую связана с огромным числом поступающих жалоб. Канцелярия Суда принимает жалобы мешками, специалисты сортируют их и оставляют на хранение в стеллажах. Жалобы находятся без движения от трех до пяти лет. И это связано лишь с невозможностью их своевременной обработки. Не более.
Вторая проблема – инертное исполнение решений ЕСПЧ государствами – членами Европейского Совета и, в частности, Российской Федерацией. Надзор за исполнением решений Суда возложен на Комитет министров Совета Европы. Отдельная категория дел, по которым имеется длительная задержка выплат, – дела по жалобам военнослужащих на волокиту или отказ Министерства обороны РФ в выплатах командировочных и «боевых». Правительство РФ, как правило, ссылается на отсутствие средств (или их нехватку) в утвержденном бюджете каждого министерства и ведомства. Тем не менее задержка исполнения решений ЕСПЧ на срок более года является прецедентной уже для Суда и влечет применение санкций по отношению к государству-должнику.
Комитет министров Совета Европы и Европейский суд по правам человека ждут от государства-должника принятия не только мер индивидуального характера (в отношении заявителя), но и мер общего характера, связанных с внесением изменений в федеральные законы и судебную практику. Но к сожалению, обратная связь в этой области отсутствует, и в Суд продолжают поступать жалобы против России по одним и тем же нарушениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и внутреннего законодательства РФ со стороны Российской Федерации.
Полагаю, что лишь введение Россией жесткого контроля в отношении мер общего характера по каждому прецеденту Европейского суда по правам человека может упорядочить применение судами первой и второй инстанций федерального законодательства только с учетом прав и свобод граждан, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
"АГ" № 5, 2009