×

Не забывайте своих предшественников

Пример опытных коллег остается в памяти молодых адвокатов на всю жизнь
Материал выпуска № 12 (293) 16-30 июня 2019 года.
Фото: Пресс-служба АП челябинской области
Первый президент АП Челябинской области (2002–2014 гг.), член Совета ФПА РФ (2003–2007 гг., 2009–2013 гг.) Александр Шакуров рассказал о важнейшем событии, связанном с его пребыванием на посту президента АП Челябинской области: ровно 6 лет назад – 12 июня 2013 г. в г. Троицке был установлен памятник великому российскому адвокату Ф.Н. Плевако. Также в интервью он поделился воспоминаниями о периоде своего становления в качестве адвоката, учителях по адвокатскому мастерству, перечислил знаковые изменения в законодательстве за время профессиональной деятельности, привел яркие примеры из практики, дал рекомендации молодым коллегам.

– Александр Григорьевич, какое событие во время вашего пребывания на посту первого руководителя региональной адвокатуры вы можете назвать самым заметным?

– Установление в г. Троицке памятника нашему земляку, великому российскому адвокату Ф.Н. Плевако. 12 июня 2013 г. челябинские адвокаты с многочисленными гостями из других регионов России, родственниками знаменитого адвоката, жителями г. Троицка стали участниками знаменательного действа – впервые в истории России открыт памятник адвокату.

– А как происходило создание и установление памятника Ф.Н. Плевако, чем обусловлен выбор места?

– Наш знаменитый соотечественник Ф.Н. Плевако – уроженец г. Троицка. Памятник воздвигнут на площади перед корпусом Троицкого филиала Челябинского государственного университета и представляет собой бронзовый бюст Ф.Н. Плевако, водруженный на высоком фигурном постаменте, выполненном из уральского гранита. Общая высота памятника составляет три метра.

Создал его молодой скульптор из Миасса Максим Ведерников. Отливался памятник в Екатеринбурге. Финансировали данный проект, помимо Адвокатской палаты Челябинской области, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и Оренбургская палата адвокатов Оренбургской области. Я принимал самое активное участие в разработке и воплощении в жизнь этого проекта.

Торжественное открытие памятника состоялось в День России – 12 июня 2013 г. в 12.00. Это было запоминающееся, красочное зрелище. Представьте себе: яркий солнечный, жаркий день. На площади – красные ковровые дорожки. По обеим ее сторонам в две шеренги стоят студенты ЧелГУ в красных одеяниях. И множество людей: помимо челябинских адвокатов, многочисленные гости из других регионов России (Воронежской, Тюменской, Ульяновской, Свердловской…), родственники знаменитого адвоката (внук Александр и две правнучки), жители г. Троицка. Все мы стали участниками знаменательного действа – впервые в истории России открыт памятник адвокату.

Идея создания памятника не родилась спонтанно, мы всегда помнили и знали, что являемся земляками великого адвоката, и я очень горжусь тем, что мне удалось внести свой вклад и помочь навсегда увековечить память о нем на его родной земле.

– У вас огромный адвокатский опыт. Каковы ваши первые шаги на пути его приобретения?

– При приеме в Челябинскую областную коллегию адвокатов меня направили работать в юридическую консультацию № 1 Центрального района г. Челябинска, которая обеспечивала адвокатами судебные процессы в Челябинском областном суде.

Как правило, по первой инстанции дела рассматривались объемные и сложные, молодые адвокаты участвовали в них, главным образом по назначению. Конечно, это плохо сказывалось на заработке, но зато приобретался другой капитал – профессиональное мастерство. Каким образом? Дело в том, что подавляющее большинство этих дел – групповые, основных фигурантов защищали мэтры адвокатуры, совместное участие с которыми было такой школой, какую не заменит никакая теория.

Хорошо помню одного из своих первых таких учителей – Амира Нуртаевича Рышманова. Это был великолепный адвокат, мастер высокого класса, у него я учился методике и тактике защиты. Все его поведение в суде, начиная с беседы с подзащитным, составления ходатайств, умения в нужный момент правильно поставить и задать вопрос или промолчать, анализировать доказательства и заканчивая аргументированной, с многочисленными и точными ссылками на правовые акты и с логическими выводами защитительной речью, было для меня живым примером и осталось в памяти на всю жизнь.

Ну, конечно, нельзя не упомянуть и других учителей адвокатского мастерства – Николая Андреевича Давыдова и Юрия Ивановича Громаковского.

– Что повлияло на ваше решение стать адвокатом?

– До того, как прийти в адвокатуру, я пять лет проработал в милиции, дослужился до начальника отделения. Меня не устраивала атмосфера, царившая в этой организации. Значительная часть личного состава пренебрежительно относилась к соблюдению законности, зачастую обнаруживая какое-то нездоровое стремление к унижению человеческого достоинства граждан. Можно было бы рассказать о конкретных случаях, но, честно говоря, даже вспоминать о них не хочется. Дальнейшее пребывание в милиции счел достаточным. Пойти работать в прокуратуру, которая явно не спешила противодействовать установившимся в милиции порядкам, посчитал излишним. Для того, чтобы стать судьей, нужно было быть членом КПСС, но к этой организации в силу ряда причин у меня было негативное отношение.

Выбрал адвокатуру, прослужил в ней с 10 марта 1980 г. по 13 декабря 2018 г. и никогда об этом не пожалел.

– Какие наиболее впечатляющие изменения в законодательстве произошли за время вашей профессиональной деятельности?

– Безусловно, самым революционным для меня явился Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вторым по значимости – Кодекс профессиональной этики адвоката. Российские адвокаты, наконец-то, объединились в единую корпорацию, контрольные функции которой со стороны государства были предельно минимизированы. Региональные палаты получили абсолютную самостоятельность. Вопросы приема в адвокатуру и дисциплинарной практики решаются самими адвокатами. В уголовном судопроизводстве защиту осуществляют исключительно адвокаты, законодательно закреплен режим адвокатской тайны.

Нашим предшественникам о таком законе можно было только мечтать. Во всяком случае, я неоднократно слышал мнение многих представителей экспертного сообщества и адвокатских корпораций других стран о том, что он один из лучших законов, регулирующих адвокатскую деятельность.

Если обратить взгляд на всю историю адвокатуры России, то, мне кажется, сегодня мы переживаем ее самый благоприятный период.

– Какие вы имеете награды, поощрения, грамоты?

– Отмечу лишь наиболее значительные награды:

  • в 2002 г. присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;
  • в 2004 г. награжден орденом Федеральной палаты адвокатов РФ «За верность адвокатскому долгу»;
  • в 2005 г. в номинации «За крупный вклад в защиту прав граждан» награжден Золотой медалью имени Ф.Н. Плевако.

Действительно, это является оценкой шестилетнего пребывания членом Совета Федеральной палаты адвокатов РФ и 20-летнего стажа работы на посту председателя Челябинской областной коллегии адвокатов, а затем президента Адвокатской палаты Челябинской области.

Ко всем поощрениям отношусь вполне спокойно, хочется надеяться, что они заслужены.

– Ваши любимые занятия?

– Обожаю джазовую музыку, в молодости играл на контрабасе, приходилось выступать даже в ресторанах, сейчас не пропускаю ни одного джазового концерта в Челябинске. Адвокатура сродни джазу тем, что и там, и там важна импровизация. Адвокаты, не умеющие импровизировать, чувствовать и вести главную тему, редко достигают успеха.

Другая моя страсть – коллекционирование камней, в основном уральского происхождения; есть также камни с Кубы, с Альп, из Чехии и Германии. Камни обладают положительной энергетикой, красота полированного камня радует глаз, они лечат от различных болезней, являются талисманами, вселяют уверенность и спокойствие. Было бы печально, проживая на Урале, лишить себя этого богатства, этой красоты!

– Назовите, пожалуйста, самые яркие и интересные примеры из вашей практики.

– Это было в конце 80-х годов прошлого столетия. В Челябинский областной суд поступило уголовное дело для рассмотрения в первой инстанции. Молодой мужчина К. обвинялся в совершении трех убийств в разное время и в разных местах, а также в краже строительных материалов.

Когда родственники узнали о трех убийствах, они от К. отказались, а жена тут же подала на развод, так что защищать мне пришлось в порядке ст. 49 УПК РСФСР, т.е. по назначению.

На предварительном следствии К. давал противоречивые показания, то полностью признавая себя виновным, то отказываясь от этого. После ознакомления с материалами уголовного дела я пришел к твердому убеждению, что показания К. носят характер оговора, но это необходимо было еще доказать и убедительно аргументировать в суде.

С самого начала повезло с судьей, дело рассматривал член областного суда А.И. Шабунин – судья спокойный, рассудительный и объективный, что и сейчас является редкостью, а уж тогда и подавно.

Дело неоднократно направлялось на дополнительное расследование, снова возвращалось в областной суд, рассматривалось и в Верховном Суде РСФСР. В конце концов удалось доказать несостоятельность обвинения К. в совершении всех трех убийств.

В общей сложности проведено много различных дел, большинство из них забываются по прошествии лет, но вот это прочно врезалось в память.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать адвокат?

– Очень многими. Но основные – это профессионализм; порядочность в отношениях с коллегами и доверителями; сострадание к людям, попавшим в силу сложившихся обстоятельств в беду; ответственность за порученное дело; принципиальность и целеустремленность; оптимизм и чувство юмора.

– Что вы можете посоветовать молодым, начинающим адвокатам?

– В случае непризнания своей вины вашим подзащитным никогда не задавайте ему вопрос: «А как было на самом деле?». Даже если он раскроется перед вами, ничего хорошего это не принесет. В дальнейшем, при отстаивании его позиции, вы подсознательно будете стеснены его признанием.

Совсем недопустимо, когда адвокат признает своего подзащитного виновным, несмотря на отрицание последним своей вины. В таких ситуациях адвокат становится вторым прокурором.

Задавая вопрос подзащитному, его подельникам, потерпевшему, свидетелю, адвокат должен быть уверен в благоприятном для себя ответе, иначе одним лишь необдуманным вопросом он может «утопить» своего доверителя.

Меня возмущает, когда адвокат приходит на работу в шлепанцах, шортах, джинсах, адвокатесса – в легинсах, мини-юбке, глубоком декольте. Ненадлежащий внешний вид адвоката может негативно отразиться на имидже как самого адвоката, так и корпорации в целом.

Ну, и, пожалуй, главное. Хочу обратиться к молодым адвокатам – не забывайте своих предшественников, цените все, что сделано ими, сохраняйте и развивайте лучшие традиции российской адвокатуры.

Рассказать:
Яндекс.Метрика