×
Жуков Андрей
Жуков Андрей
Президент АП Новосибирской области, член Совета ФПА

Продолжение публичной дискуссии вокруг законопроекта № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», старт которой был дан публикацией Генри Резника «Системный сбой», можно рассматривать с разных позиций. Однако все рассуждения сводятся к ответу на главный вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Буквальный ответ

Как известно, каждая дискуссия – это способ избежать ошибок, выработать правильное решение. И российская адвокатура всегда отличалась тем, что в дискуссиях проявлялось действие ее принципов самоуправления и корпоративности.

Однако дискуссия, не ограниченная разумными пределами, превращается в непрерывно длящийся процесс, который не ведет к достижению целей, ради которых был начат. Такое, кстати, и раньше наблюдалось в российской действительности, ведь персонаж, которого А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» назвал Репетиловым, с его восторженным восклицанием «Шумим, братец, шумим!», не придуман, а списан с натуры.

И вот сегодня уже не только Олег Баулин – президент АП Воронежской области, но и адвокаты из Новосибирска задаются вопросом о способности современной российской адвокатуры сформулировать общую позицию по отношению к предлагаемым поправкам в Закон об адвокатуре. А точнее – к нашему настоящему и будущему.

Читайте также
Поправки в КПЭА об ответственности адвоката за поведение вне профессиональной деятельности
Адвокаты дискутируют на тему соблюдения норм Кодекса профессиональной этики вне рамок адвокатской деятельности
07 Августа 2018 Дискуссии

Еще совсем недавно российская адвокатура активно участвовала в дискуссии об этом законопроекте. Некоторое время назад ей предшествовала другая – о поправках в Кодекс профессиональной этики адвоката. Тогда приходилось спрашивать некоторых перевозбужденных коллег: неужели они перестали доверять избранным ими органам адвокатских палат настолько, что сомневаются в возможности принятия законных и обоснованных дисциплинарных решений?

Решение Всероссийского съезда адвокатов, принявшего поправки в КПЭА, подвело итог жарким дебатам. Опасения, высказанные некоторыми коллегами, не сбылись, да и не могли сбыться. И сегодня, спустя почти два года, наверное, мало кто вспоминает об этих спорах.

Но и не стоит вспоминать о них – надо думать о том, что, хотя дискуссии и полезны, движение вперед обеспечивается не только самой возможностью их ведения, но и механизмами принятия решений об их завершении и подведении итогов. Любая демократическая организация, предоставляя возможности для широкого и открытого обсуждения волнующих ее проблем, должна иметь такие механизмы. Это необходимо для успеха дела.

Напомню, что 13 сентября 2018 г. Совет ФПА РФ на своем заседании подвел итоги состоявшейся дискуссии о законопроекте № 469485-7. Результаты и решение известны: подавляющим большинством голосов концепция законопроекта одобрена.

Вообще адвокатура России строится, в том числе, и на необходимости выполнения каждым ее членом корпоративных решений. Демократия тем и хороша, что можно спорить, не соглашаться, призывать, однако она также требует соблюдать и элементарную дисциплину – выполнять итоговое решение правомочного органа, если даже оно тебе не по душе.

Немного истории

Со времени принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прошло более 15 лет. Острота событий, связанных с его подготовкой, постепенно стирается, но помнить о них важно.

С одной стороны, этот закон стал огромным шагом вперед в развитии адвокатуры и в правовом развитии страны. С другой – он был результатом компромисса разных взглядов на построение российской адвокатуры, а некоторые его нормы к моменту принятия уже устарели и вошли в противоречие с действующим законодательством, отражающим новый курс России.

По этой причине закон так и не смог разрешить некоторых проблем адвокатуры, а за 15 лет накопились новые, обусловленные компромиссом пятнадцатилетней давности. Изначально недоработанные формы организации и деятельности, несмотря на все усилия ФПА и региональных адвокатских палат адаптировать их к новым условиям, застыли на месте и все сильнее сдерживают развитие.

Неужели кому-то сегодня еще непонятно, что необходима дополнительная настройка организации и деятельности российской адвокатуры? А законопроект № 469485 – это реализация накопленного опыта и отражение современных обстоятельств.

Системный анализ

Три вопроса, которые вызвали самые горячие споры вокруг законопроекта, уважаемый Генри Маркович обозначил одним термином – «системный сбой».

В связи с этим стоит проанализировать действующую систему, а потом изучить предлагаемые меры, чтобы определить их характер.

Прежде всего, следует задаться вопросом: а так ли хороша эта система, чтобы заботиться о ее сохранении в первозданном виде? Соответствует ли она реалиям сегодняшнего дня и потребностям развития?

Да, 15 лет назад, когда мы больше были романтиками, вопросы укрепления вертикальных связей, обеспечивающих единство и стабильность, просто не могли ни у кого возникать. Но за истекший период мы получили массу новых, не решаемых в течение многих лет проблем в организации и деятельности адвокатуры. Следовательно, действующая система более не может способствовать качественному развитию адвокатуры, и если мы не хотим еще большего негатива, то ее нужно модернизировать.

Законопроект для этого предлагает, в частности, определить роль органов ФПА РФ в дисциплинарном производстве. Сразу оговоримся, что находим крайне неуместным предлагаемые поправки на этот счет сравнивать с системой судопроизводства. Все-таки это, по меньшей мере, разные институты, относящиеся к разным сферам.

В то же время трудно представить, что президент ФПА РФ будет постоянно заниматься направлением представлений о возбуждении дисциплинарных производств или истребованием для «надзорной» проверки дисциплинарных дел, рассмотренных в адвокатских палатах. В течение последних двух лет таких производств им возбуждено всего три.

А вот задача добиться единства дисциплинарной практики – при всей очевидности того, что каждое дело наряду с общими моментами имеет и набор индивидуальных черт, – наоборот, стоит, как никогда, остро. Даже постороннему наблюдателю понятно, что сегодня данный вопрос активно используется противниками реформирования сферы квалифицированной юридической помощи, которое должно произойти на базе адвокатуры. К сожалению, в ряде случаев, критикуя нашу дисциплинарную практику, они оказываются правы.

Сторонники сохранения застывших форм организации адвокатуры в предлагаемом расширении дисциплинарных полномочий ФПА РФ как «системный сбой» рассматривают отход от канонической процессуальной процедуры. Однако такая ли уж каноническая она сейчас? Если обсуждать действующую процедуру рассмотрения дисциплинарных производств, то в ней есть немало изъянов, которые не мешало бы устранить. Но это отдельная тема, и мы рискуем просто утонуть в дискуссиях, если сейчас начнем ее обсуждать.

Замечу, что в Новосибирской области не существует проблемы, вызвавшей предлагаемую законопроектом поправку о введении ограничений по стажу при изменении членства в адвокатской палате, однако она обострилась в центральной части России. Понятно, что эту проблему, создающую напряженность в организации и деятельности адвокатуры, надо решать на законодательном уровне, поскольку принятые ранее корпоративные меры желаемого результата не дали.

Время покажет

Что же касается моделей государственного устройства, то в адвокатуре их использовать по понятным причинам нельзя. Представляются наиболее убедительными возражения первого вице-президента АП Московской области Михаила Толчеева и наиболее аргументированными его доводы о том, что абсолютность демократических принципов может принести пользу лишь в определенное время. Равно как и о том, что она может затормозить динамичное развитие системы.

Вместе с тем полагаю, что если исходить из классического понимания модели управления, то в предлагаемом законопроектом варианте можно усмотреть те несоответствия в процедурах выборов президента адвокатской палаты, которые отмечает Генри Маркович. Однако уверен, что адвокатский «парламент», каковым является общее собрание адвокатов, примет верное решение. И если содержащееся в законопроекте предложение продиктовано исключительно необходимостью обеспечить стабильное развитие и укрепление адвокатуры, доводы о строгом соответствии оспариваемого механизма классическим представлениям можно оставить для теоретических научных работ.

Данный тезис подтверждается сохранением в законопроекте действующих положений Закона об адвокатуре, при которых не только разделены полномочия совета и президента адвокатской палаты, но президент является лицом, подконтрольным совету. Из п. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре четко и недвусмысленно усматривается, что «вся власть» в палате в период между общим собранием (конференцией) принадлежит именно совету. Предлагаемые изменения в механизм выборов президента на третий срок не ставят его, вопреки выраженному предположению, выше совета, поскольку сохраняют за ним те же права и обязанности, которые ныне изложены в п. 7 ст. 31 Закона об адвокатуре. Аналогичные нормы закреплены в п. 3, 7, 7.1 ст. 37 Закона об адвокатуре в отношении Совета ФПА РФ и президента ФПА РФ. А это означает, что сложившуюся модель управления адвокатской палатой вносимые  поправки не меняют.

***

Изложенное свидетельствует о том, что никакого «системного сбоя» в предлагаемых поправках нет. Если же начали давать сбой некоторые звенья самой системы, то их надо дополнительно настраивать и укреплять.

Источник: сайт ФПА

Рассказать:
Другие мнения
Шавин Василий
Шавин Василий
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н.
Поправки в «законопроект Клишаса»
Адвокатура, государство, общество
Вариант корректировки проблемных моментов в предложенных поправках в Закон об адвокатуре
14 Января 2019
Скабелина Лариса
Скабелина Лариса
К.психол.н., доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Возможности фотографии
Адвокатский досуг
Об инструменте личностного и профессионального роста адвоката
26 Декабря 2018
Бородин Сергей
Бородин Сергей
Член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и партнеры», вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов по международным связям
Адвокатский опрос – не доказательство, но средство для их получения
Правовые вопросы статуса адвоката
Противоречивую практику можно преодолеть, обратившись к опыту Франции
20 Декабря 2018
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат МКА «Железников и партнеры»
Участие адвоката в госзакупках юридической помощи
Адвокатура, государство, общество
Необходимо законодательно урегулировать фактически сложившиеся правоотношения
19 Декабря 2018
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
Регулирование адвокатуры – дело адвокатуры
Адвокатура, государство, общество
Об участии в корпоративном нормотворчестве в установленных и доказавших свою эффективность процедурах
18 Декабря 2018
Шавин Василий
Шавин Василий
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н.
Корпоративные акты региональных палат: польза или вред?
Адвокатура, государство, общество
Назрела необходимость упорядочить нормотворческий процесс адвокатских палат
18 Декабря 2018