Государство возложило на адвокатов оказание квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ.
Всем ли оказывается такое доверие? Ответ очевиден. Поэтому искренне убеждена, что столь высокая степень доверия государства к адвокатскому сообществу безусловно обязывает каждого адвоката и корпорацию в целом дорожить этим и принимать все возможные меры для сохранения доверия путем добросовестного и надлежащего осуществления адвокатской деятельности, соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики. Адвокатское сообщество и каждый адвокат в отдельности должны заботиться о чести и достоинстве, а также об авторитете российской адвокатуры, имеющей богатые традиции и славную историю.
Как ранее писала «АГ», Совет АП г. Москвы опубликовал решение о прекращении статуса адвоката, неоднократно нарушавшей обещание о возврате денежных средств в связи с невыполнением обязательств по представлению интересов доверителя в суде.
Ситуация, ставшая предметом рассмотрения Совета палаты, является недопустимой. Адвокат не должен совершать подобные действия, поскольку они не согласуются с основными нормами права, регулирующими адвокатскую деятельность, КПЭА и общепринятыми правилами поведения в российском обществе. И главное – подрывают авторитет адвокатуры, что может повлечь для всего сообщества наихудшие последствия.
Позиция Совета АП г. Москвы о лишении статуса адвоката, на мой взгляд, правильная, убедительная по доводам и анализу обстоятельств, в особенности ссылками на традиции присяжной адвокатуры, актуальными и в настоящее время.
Так, еще более 100 лет назад утверждалось, что «если обещание не исполнено, все объяснения излишни и бесплодны, оправдание невозможно». У современной адвокатской корпорации взгляд на постоянные отговорки и декларации о намерениях адвоката о возврате неотработанного вознаграждения остался неизменным.
Вместе с тем срок, по истечении которого лицо может быть допущено к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения статуса адвоката, по моему мнению, требует увеличения.
Поясню свою позицию. В настоящее время весьма часто встречаются факты нарушений отдельными адвокатами финансовой дисциплины, да и обстоятельства обсуждаемого дисциплинарного производства вызывают возмущение. К тому же проступок совершен в очень сложное время – период пандемии, повлекший снижение доходов населения, в том числе в связи с действием ограничительных мер.
Полагаю, что увеличение срока недопуска к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения статуса адвоката вынудит лиц, статус которых прекращен, с большей долей вероятности искать постоянную работу, а не пережидать два года, и одновременно будет способствовать снижению количества дисциплинарных проступков. Авторитет адвокатуры необходимо укреплять, в том числе и такими жесткими мерами, – как известно, в судейское сообщество не принимают вновь лиц, чьи полномочия в связи с совершением дисциплинарных проступков были прекращены. Почему же в таком случае адвокатское сообщество не должно задумываться о «чистоте» своих рядов, профессионализме адвокатов и качестве квалифицированной юридической помощи, оказываемой всем обратившимся?
Неотработанный гонорар необходимо возвращать доверителю своевременно, не доводить ситуацию до «театра абсурда». Необходимо стремиться оправдывать доверие государства и общества, поручивших адвокатам реализацию конституционных гарантий, помнить и осознавать нравственную ответственность адвокатуры перед обществом, и это «прописная истина», а не «громкие слова».
1 Проектом поправок в п. 7 ст. 18 КПЭА срок недопуска к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения адвокатского статуса предлагается увеличить до пяти-семи лет.