22 сентября 2022 г. Конституционный Суд РФ вынес Определение № 2099-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Дмитрия Горячева на нарушение его конституционных прав подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ.
Казалось бы, рядовое определение КС при внимательном изучении оказалось значимым и полезным для адвокатского сообщества.
Адвокат АП Хабаровского края Дмитрий Горячев оспаривал сначала в налоговом органе, а затем в судах вывод о том, что обязанность по уплате страховых взносов возникла у него не с даты, когда он принес присягу адвоката, а с момента внесения сведений о нем в региональный реестр адвокатов и выдачи адвокатского удостоверения.
Суды посчитали, что датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов является дата принятия присяги, так как именно с этим моментом (а не с датой внесения сведений о приобретении статуса адвоката в реестр и выдачи адвокатского удостоверения) действующее правовое регулирование связывает приобретение лицом адвокатского статуса и вступление в силу соответствующего решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Федерации.
Конституционный Суд выразил солидарность с состоявшимися по делу судебными актами и сначала сослался на п. 3 ст. 9 Закона об адвокатуре, согласно которому решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на получение статуса, квалификационного экзамена. Также законом предусмотрено, что в порядке, определенном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу и со дня принятия присяги получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Далее КС сделал вывод, что действующее правовое регулирование исходит из признания датой приобретения статуса адвоката для целей постановки на налоговый учет дату принесения (принятия) присяги.
Заявитель жалобы в КС усмотрел в этом очевидное несоответствие, полагая, что с момента принятия присяги, еще не имея адвокатского удостоверения, адвокат не может осуществлять полноценную профессиональную деятельность (в частности, участвовать в защите по уголовным делам, посещать следственный изолятор и т.д.) и обязанность уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС со дня принятия присяги фактически толкает его к занятию незаконной деятельностью.
Действительно, согласно ч. 4 ст. 49 УПК РФ адвокат вправе вступить в уголовное дело в качестве защитника только по предъявлении адвокатского удостоверения и ордера.
Для участия в суде в качестве представителей адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия (ч. 3 ст. 49 ГПК РФ). Таким же образом решается вопрос о допуске адвоката к участию в деле в АПК РФ (ч. 3 ст. 61), КАС РФ (ч. 3 ст. 55) и КоАП РФ (ч. 3 ст. 25.5).
При отсутствии удостоверения реализовать указанные полномочия адвокат не вправе, а владельцем заветной «корочки» наш коллега может стать только после внесения о нем сведений в соответствующий реестр.
Конституционный Суд с такими доводами не согласился и свою позицию обосновал тремя аргументами.
Во-первых, с момента принятия присяги адвокат вправе, в частности, давать консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, направлять адвокатские запросы в органы государственной власти и местного самоуправления, в общественные объединения и иные организации, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству.
Во-вторых, ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также гарантии независимости распространяются на всех адвокатов с момента признания за ними соответствующего статуса – т.е. принятия присяги.
Наконец, предусмотрены довольно сжатые сроки внесения сведений об адвокате в региональный реестр (выдачи удостоверения адвоката), которые не оказывают существенного влияния на размер страховых взносов, в связи с чем конституционные права заявителя нарушены быть не могут.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона об адвокатуре квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
Значимость вынесенного КС определения заключается в том, что для финансовых, дисциплинарных и следственных органов определенно разъяснено следующее:
- постановка адвоката на налоговый учет – и, соответственно, обязанность уплаты налогов и иных платежей – осуществляются с момента принесения присяги, а не с момента внесения в реестр адвокатов и выдачи удостоверения;
- дисциплинарная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, а также гарантии независимости адвоката действуют с момента признания за лицом соответствующего статуса и принесения присяги;
- если в отношении адвоката будет возбуждено уголовное дело в период после принятия им присяги, но до внесения сведений в реестр, процессуальные гарантии, предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК, на него распространяются;
- таким же образом при проведении следственных действий (обыска, осмотра или выемки) в отношении такого адвоката все процессуальные гарантии, предусмотренные ст. 450.1 УПК, касаются его в полной мере;
- адвокат вправе до внесения сведений о нем в реестр заниматься адвокатской деятельностью, связанной с консультированием, составлением заявлений, жалоб, ходатайств, направлением адвокатских запросов и т.д.
Иные – более важные – полномочия, связанные с защитой и представительством в судах, адвокат приобретает только после регистрации в реестре Министерства юстиции РФ и выдачи удостоверения.