Минюст России представил на общественное обсуждение законопроект о внесении поправок в Закон об адвокатуре. Авторы проекта отметили, что данные изменения направлены на повышение гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на оптимизацию взаимодействия органов юстиции, ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ, а также на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры исходя из задач современного этапа развития института адвокатуры в РФ. В пояснительной записке указано, что изменения разработаны Минюстом во исполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой РФ «Юстиция», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312.
Законопроектом предусмотрено, в частности, создание Единого государственного реестра адвокатов РФ, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах РФ. Ведение реестра на электронных носителях должно будет осуществляться в соответствии с едиными принципами, обеспечивающими совместимость и его взаимодействие с иными федеральными информационными системами. Полномочия по ведению, определению порядка ведения и состава сведений реестра предлагается закрепить за Минюстом, а для создания и ведения реестра использовать государственную информационную систему по реализации полномочий и функций Минюста. Проект также предусматривает, что территориальный орган юстиции на основании полученного уведомления совета адвокатской палаты, куда направляет информацию сам адвокат, вносит в единый реестр адвокатов сведения об изменении адвокатом членства в адвокатской палате.
Отмечу, что реестр адвокатов и на сегодняшний день в силу закона находится в введении Минюста России, но ответственность за актуальность, достоверность этих сведений несут территориальные органы ведомства. Существующий в настоящее время реестр разрознен, нет как таковой постоянной актуализации данных и интеграции с другими сервисами. Поэтому изменения в данной части на самом деле давно ожидаемы. При этом территориальные управления Минюста продолжат заниматься его наполнением – то есть единой точки ввода данных так и не будет. Иными словами, технологический процесс мало изменится.
Кроме того, одна из юридически значимых новелл касается вопроса, с какого момента адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность. Согласно поправкам адвокат становится адвокатом с момента принятия присяги, а осуществлять свою деятельность в полной мере может только с момента внесения изменений о нем в единый реестр. Де-факто без реестрового номера и удостоверения адвокат и сейчас не может начать полноценно свою деятельность, например заполнить ордер. При этом можно действовать по доверенности. Но этот момент ранее не был прописан законодательно.
Однако, как представляется, в данной части может возникнуть двоякое толкование, что в период отсутствия реестрового номера и удостоверения адвокат будет ограничен в своих действиях. Хотя закон не запрещает любому лицу с высшим юридическим образованием представлять других лиц на основании доверенности. Но заключать соглашения как адвокат, действительно, возможности не будет.
Минюст в этом вопросе занимает позицию, что срок внесения в реестр должен быть максимально сокращен, подзаконными актами ведомства это должно быть урегулировано. Надеемся, все сроки будут здравыми и не будут препятствовать начинающим адвокатам в деятельности, чтобы не оставлять их без средств к существованию на этот период.
Важно также учитывать, что сейчас с момента принятия присяги до выдачи удостоверения может пройти месяц. На сегодняшний день мы рассчитываем, что КИС АР будет подключена к Системе межведомственного электронного взаимодействия и с 1 марта 2022 г. большая часть информации о кандидатах, датах принятия экзамена и принесения присяги будет передаваться в реестр адвокатов в автоматическом режиме. Это позволяет надеяться, что процесс внесения в реестр и получения удостоверения можно будет сократить до трех-пяти дней.
Как представляется, введение единого реестрового номера не позволит сдать квалификационный экзамен в адвокатской палате другого региона до истечения срока прекращения адвокатского статуса. В настоящее время нет подтвержденных фактов о том, что этот срок может быть сокращен путем «всплывания» в другой адвокатской палате. Поэтому здесь вопрос скорее в том, что система просто станет прозрачнее.
Законопроект также конкретизирует, что удостоверение адвоката предоставляет право беспрепятственного доступа адвоката в здания судов всех инстанций. Отметим, что на данный момент предусмотрено право беспрепятственного доступа адвоката только в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ и мировых судей.
Считаю, что право на проход в суды всех инстанций должно было быть изначально: статус адвоката подтверждается удостоверением, а право адвоката осуществлять защиту по конкретному делу – ордером. И то что сегодня на входе в суды с адвокатов требуют еще и паспорт, является нарушением здравого смысла. Поскольку никакими подзаконными актами, уговорами это победить не удалось, то, меняя закон, мы окончательно зафиксировали норму о том, что адвокат является равным участником судопроизводства и имеет право проходить в суд, предъявляя только удостоверение.
Также согласно проекту предлагается предоставить Минюсту и его территориальным органам полномочия на обжалование решений органов адвокатских палат субъектов РФ, принятых по результатам рассмотрения представлений, внесенных органами юстиции. На сегодняшний день федеральный орган юстиции не наделен этими полномочиями. Вместе с тем, как подчеркивается в пояснительной записке, из различных органов, организаций и от граждан в Минюст поступают жалобы на действия (бездействие) адвокатов, которые могут являться основанием для внесения в адвокатские палаты соответствующих субъектов РФ представлений о возбуждении дисциплинарного производства либо о прекращении статуса адвоката.
Отмечу, что Советом ФПА почти год назад и так было принято решение об обязательности возбуждения дисциплинарных дел по представлениям, направленным Минюстом. Однако меры дисциплинарного характера применяются только в случае, если палата пришла к выводу о наличии нарушений. Деятельность адвокатуры основана на саморегулировании, ее основополагающим принципом является независимость, и вмешательство в нее очень существенно нарушает этот краеугольный принцип.