С вступления в силу КАС утрачивает силу подраздел III раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Новый Кодекс регулирует производство по административным делам, под которыми понимаются подведомственные судам общей юрисдикции, возникающие из публичных правоотношений дела, в том числе:
1) об оспаривании нормативных правовых актов;
2) об оспаривании решений, действий, бездействия органов власти и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями организаций;
3) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
4) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Кроме того, в предусмотренном КАС РФ порядке рассматривается ряд дел по искам органов власти к гражданам и организациям, в том числе о приостановлении деятельности и ликвидации некоммерческих организаций, о прекращении деятельности СМИ, взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций, помещении депортируемых граждан в специальное учреждение, административном надзоре, недобровольной госпитализации. Дела, подведомственные арбитражным судам, а также дела об административных правонарушениях (в том числе, по нарушению правил дорожного движения) КАС РФ не регулируются.
Кодекс в большей своей части воспроизводит соответствующие положения ГПК РФ. Порядок предъявления иска, представления доказательств, распределение бремени доказывания в целом соответствуют ранее действовавшим положениям ГПК РФ применительно к делам из публичных правоотношений. Вместе с тем КАС РФ содержит ряд важных новелл, ранее нехарактерных для гражданского судопроизводства. Особого внимания заслуживают следующие нововведения.
1. Профессиональное представительство
Представителями в административном судопроизводстве могут быть только лица с высшим юридическим образованием. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах начиная с уровня субъекта РФ участие профессионального представителя обязательно. При этом право на представление интересов в суде удостоверяется только дипломом о высшем юридическом образовании; исключения не сделано даже для адвокатов.
2. Меры процессуального принуждения
В отличие от гражданского и арбитражного процесса, в административном судопроизводстве судье доступен широкий ассортимент мер процессуального принуждения, часть из которых позаимствована из уголовного процесса, а часть ранее была не известна отечественному процессуальному праву. К ним относятся:
1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;
2) предупреждение;
3) удаление из зала судебного заседания;
4) привод;
5) обязательство о явке;
6) судебный штраф.
При этом если уголовно-процессуальное законодательство предусматривает отложение слушания при неподчинении сторон судье, по смыслу КАС РФ рассмотрение дела может быть продолжено и при лишенном слова или удаленном из зала представителе стороны.
3. Правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости
В ранее действовавшем процессуальном законодательстве специальных правил оспаривания оценки кадастровой стоимости установлено не было. КАС РФ устанавливает следующие ключевые особенности рассмотрения данной категории споров:
– дела об оспаривании кадастровой стоимости подсудны судам уровня субъекта РФ;
– для юридических лиц обязательно соблюдение процедуры досудебного разрешения спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
– при оспаривании кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости обязательно приложение к иску отчета об оценке и экспертного заключения о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ;
– бремя доказывания наличия оснований для пересмотра кадастровой стоимости лежит на истце.
4. Упрощенное производство
Возможность письменного рассмотрения дела в порядке упрощенного производства позаимствована КАС РФ из арбитражного процесса. Однако в связи с отсутствием в системе судов общей юрисдикции информационной системы, аналогичной «Моему арбитру», обмен процессуальными документами будет осуществляться только посредством почты.
Упрощенное производство в административном процессе возможно в следующих случаях:
1) все стороны заявили подлежащие удовлетворению ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие;
2) по ходатайству истца в отсутствие возражений ответчика;
3) взыскиваемая с гражданина сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.
Необходимо отметить, что, в отличие от арбитражного процесса, упрощенное производство по КАС РФ не предполагает возможности перехода к общим правилам рассмотрения дела при необходимости назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний.
Новый Кодекс регулирует производство по административным делам, под которыми понимаются подведомственные судам общей юрисдикции, возникающие из публичных правоотношений дела, в том числе:
1) об оспаривании нормативных правовых актов;
2) об оспаривании решений, действий, бездействия органов власти и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями организаций;
3) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
4) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Кроме того, в предусмотренном КАС РФ порядке рассматривается ряд дел по искам органов власти к гражданам и организациям, в том числе о приостановлении деятельности и ликвидации некоммерческих организаций, о прекращении деятельности СМИ, взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций, помещении депортируемых граждан в специальное учреждение, административном надзоре, недобровольной госпитализации. Дела, подведомственные арбитражным судам, а также дела об административных правонарушениях (в том числе, по нарушению правил дорожного движения) КАС РФ не регулируются.
Кодекс в большей своей части воспроизводит соответствующие положения ГПК РФ. Порядок предъявления иска, представления доказательств, распределение бремени доказывания в целом соответствуют ранее действовавшим положениям ГПК РФ применительно к делам из публичных правоотношений. Вместе с тем КАС РФ содержит ряд важных новелл, ранее нехарактерных для гражданского судопроизводства. Особого внимания заслуживают следующие нововведения.
1. Профессиональное представительство
Представителями в административном судопроизводстве могут быть только лица с высшим юридическим образованием. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах начиная с уровня субъекта РФ участие профессионального представителя обязательно. При этом право на представление интересов в суде удостоверяется только дипломом о высшем юридическом образовании; исключения не сделано даже для адвокатов.
2. Меры процессуального принуждения
В отличие от гражданского и арбитражного процесса, в административном судопроизводстве судье доступен широкий ассортимент мер процессуального принуждения, часть из которых позаимствована из уголовного процесса, а часть ранее была не известна отечественному процессуальному праву. К ним относятся:
1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;
2) предупреждение;
3) удаление из зала судебного заседания;
4) привод;
5) обязательство о явке;
6) судебный штраф.
При этом если уголовно-процессуальное законодательство предусматривает отложение слушания при неподчинении сторон судье, по смыслу КАС РФ рассмотрение дела может быть продолжено и при лишенном слова или удаленном из зала представителе стороны.
3. Правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости
В ранее действовавшем процессуальном законодательстве специальных правил оспаривания оценки кадастровой стоимости установлено не было. КАС РФ устанавливает следующие ключевые особенности рассмотрения данной категории споров:
– дела об оспаривании кадастровой стоимости подсудны судам уровня субъекта РФ;
– для юридических лиц обязательно соблюдение процедуры досудебного разрешения спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
– при оспаривании кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости обязательно приложение к иску отчета об оценке и экспертного заключения о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ;
– бремя доказывания наличия оснований для пересмотра кадастровой стоимости лежит на истце.
4. Упрощенное производство
Возможность письменного рассмотрения дела в порядке упрощенного производства позаимствована КАС РФ из арбитражного процесса. Однако в связи с отсутствием в системе судов общей юрисдикции информационной системы, аналогичной «Моему арбитру», обмен процессуальными документами будет осуществляться только посредством почты.
Упрощенное производство в административном процессе возможно в следующих случаях:
1) все стороны заявили подлежащие удовлетворению ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие;
2) по ходатайству истца в отсутствие возражений ответчика;
3) взыскиваемая с гражданина сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.
Необходимо отметить, что, в отличие от арбитражного процесса, упрощенное производство по КАС РФ не предполагает возможности перехода к общим правилам рассмотрения дела при необходимости назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний.