×

От идентификации личности до нарушения прав граждан

Насколько принудительное получение персональных данных лиц, чья вина не доказана, или лиц, совершивших административное правонарушение, соответствует конституционным принципам?
Иванов Алексей
Иванов Алексей
Адвокат АП Краснодарского края
На рассмотрении федеральных органов власти находится законопроект, которым существенно изменяются цели геномной регистрации, указанные в ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Коротко эти изменения можно охарактеризовать следующим образом: от идентификации личности человека до повышения эффективности раскрытия и расследования уголовных дел; от установления личности до введения профилактической работы по предупреждению преступлений; от перманентной борьбы с преступлениями до борьбы с правами и свободами граждан.

Законопроект существенно расширяет перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации: не только осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, но и осужденные за совершение преступлений в виде лишения свободы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, лица, подвергнутые административному аресту. Все это преподносится под соусом повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений и ведения профилактической работы по их предупреждению. Однако возникают сомнения: неужели действительно эффективная деятельность правоохранительных органов невозможна без постоянного расширения их полномочий за счет ограничения прав и свобод граждан?

Такое решение проблемы вряд ли может быть оправдано. С одной стороны, геномная информация относится к персональным данным, а государственная геномная регистрация должна проводиться с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина – это закреплено в действующем законе. С другой стороны, предлагается создание механизма принудительного получения персональных данных не только в отношении осужденных, но и подозреваемых и даже лиц, подвергнутых административному аресту, без судебного решения. Подобные тенденции очень опасны и противоречат Конституции РФ.

Уместно напомнить, что правоохранительные органы существуют для охраны конституционно значимых ценностей, а смысл, содержание и применение всех законов (в том числе и вновь создаваемых) определяют права и свободы человека и гражданина, а не перманентная борьба с преступностью. Так определено в нашем основном законе. Но насколько принудительное получение персональных данных лиц, чья вина не доказана, или лиц, совершивших административное правонарушение, соответствует конституционным принципам?

Не буду скрывать: бесконечные разговоры о борьбе с преступностью давно успели набить оскомину, но меня беспокоит легкость, с которой расширяются полномочия для борцов и ограничиваются права и свободы для граждан. Поэтому не стоит удивляться появлению, например, законопроекта о беспрепятственной возможности получения в принудительном порядке персональных данных всех совершеннолетних сограждан.

Подчеркну: для борьбы с преступностью существует множество специальных органов, число и полномочия которых постоянно увеличиваются. Повышение качества и скорости расследования не должно основываться на нарушении фундаментальных прав человека, они не должны быть в этой борьбе разменной монетой.

Таким образом, законопроектом существенно изменятся первоначальные цели государственной геномной регистрации, расширятся полномочия правоохранительных органов, создастся благоприятная почва для произвола и различных злоупотреблений.

Рассказать коллегам: