На рассмотрении федеральных органов власти находится законопроект, которым существенно изменяются цели геномной регистрации, указанные в ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Коротко эти изменения можно охарактеризовать следующим образом: от идентификации личности человека до повышения эффективности раскрытия и расследования уголовных дел; от установления личности до введения профилактической работы по предупреждению преступлений; от перманентной борьбы с преступлениями до борьбы с правами и свободами граждан.
Законопроект существенно расширяет перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации: не только осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, но и осужденные за совершение преступлений в виде лишения свободы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, лица, подвергнутые административному аресту. Все это преподносится под соусом повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений и ведения профилактической работы по их предупреждению. Однако возникают сомнения: неужели действительно эффективная деятельность правоохранительных органов невозможна без постоянного расширения их полномочий за счет ограничения прав и свобод граждан?
Такое решение проблемы вряд ли может быть оправдано. С одной стороны, геномная информация относится к персональным данным, а государственная геномная регистрация должна проводиться с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина – это закреплено в действующем законе. С другой стороны, предлагается создание механизма принудительного получения персональных данных не только в отношении осужденных, но и подозреваемых и даже лиц, подвергнутых административному аресту, без судебного решения. Подобные тенденции очень опасны и противоречат Конституции РФ.
Уместно напомнить, что правоохранительные органы существуют для охраны конституционно значимых ценностей, а смысл, содержание и применение всех законов (в том числе и вновь создаваемых) определяют права и свободы человека и гражданина, а не перманентная борьба с преступностью. Так определено в нашем основном законе. Но насколько принудительное получение персональных данных лиц, чья вина не доказана, или лиц, совершивших административное правонарушение, соответствует конституционным принципам?
Не буду скрывать: бесконечные разговоры о борьбе с преступностью давно успели набить оскомину, но меня беспокоит легкость, с которой расширяются полномочия для борцов и ограничиваются права и свободы для граждан. Поэтому не стоит удивляться появлению, например, законопроекта о беспрепятственной возможности получения в принудительном порядке персональных данных всех совершеннолетних сограждан.
Подчеркну: для борьбы с преступностью существует множество специальных органов, число и полномочия которых постоянно увеличиваются. Повышение качества и скорости расследования не должно основываться на нарушении фундаментальных прав человека, они не должны быть в этой борьбе разменной монетой.
Таким образом, законопроектом существенно изменятся первоначальные цели государственной геномной регистрации, расширятся полномочия правоохранительных органов, создастся благоприятная почва для произвола и различных злоупотреблений.
Законопроект существенно расширяет перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации: не только осужденные за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, но и осужденные за совершение преступлений в виде лишения свободы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, лица, подвергнутые административному аресту. Все это преподносится под соусом повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений и ведения профилактической работы по их предупреждению. Однако возникают сомнения: неужели действительно эффективная деятельность правоохранительных органов невозможна без постоянного расширения их полномочий за счет ограничения прав и свобод граждан?
Такое решение проблемы вряд ли может быть оправдано. С одной стороны, геномная информация относится к персональным данным, а государственная геномная регистрация должна проводиться с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина – это закреплено в действующем законе. С другой стороны, предлагается создание механизма принудительного получения персональных данных не только в отношении осужденных, но и подозреваемых и даже лиц, подвергнутых административному аресту, без судебного решения. Подобные тенденции очень опасны и противоречат Конституции РФ.
Уместно напомнить, что правоохранительные органы существуют для охраны конституционно значимых ценностей, а смысл, содержание и применение всех законов (в том числе и вновь создаваемых) определяют права и свободы человека и гражданина, а не перманентная борьба с преступностью. Так определено в нашем основном законе. Но насколько принудительное получение персональных данных лиц, чья вина не доказана, или лиц, совершивших административное правонарушение, соответствует конституционным принципам?
Не буду скрывать: бесконечные разговоры о борьбе с преступностью давно успели набить оскомину, но меня беспокоит легкость, с которой расширяются полномочия для борцов и ограничиваются права и свободы для граждан. Поэтому не стоит удивляться появлению, например, законопроекта о беспрепятственной возможности получения в принудительном порядке персональных данных всех совершеннолетних сограждан.
Подчеркну: для борьбы с преступностью существует множество специальных органов, число и полномочия которых постоянно увеличиваются. Повышение качества и скорости расследования не должно основываться на нарушении фундаментальных прав человека, они не должны быть в этой борьбе разменной монетой.
Таким образом, законопроектом существенно изменятся первоначальные цели государственной геномной регистрации, расширятся полномочия правоохранительных органов, создастся благоприятная почва для произвола и различных злоупотреблений.