×

Порядок усыновления требует доработки

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должна избираться исходя из их интересов
Воложанин Виталий
Воложанин Виталий
Адвокат Ингодинского филиала КА Забайкальского края

Несмотря на то что в последние несколько лет в обществе наблюдается позитивная динамика статистики выявления и постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2018 г. на 9% меньше по сравнению с 2017 г.), Министерство образования и науки РФ предложило кардинально изменить действующие правила усыновления, разработав проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей (далее – законопроект).

По мнению разработчиков законопроекта, это связано с проблемой большого числа приемных родителей, с которыми был досрочно расторгнут договор о приемной семье по инициативе органа опеки и попечительства из-за возникновения в приемных семьях неблагоприятных условий для воспитания и образования ребенка.

Безусловно, у любой законодательной инициативы есть как сторонники, так и противники. Относительно данного законопроекта в обществе также сложились различные мнения, так как спор о праве – «извечный спор».

Детей-сирот на воспитание в семьи брали во все времена. Однако без должной государственной политики и социальной поддержки, проводимой в отношении семьи, вырастить ребенка нельзя, а формирование указанной политики в интересах детей невозможно без совершенствования законодательной базы.

В законопроекте предлагается, в частности, изменить такие важные нормы правоотношений, закрепленные Семейным кодексом РФ, как порядок усыновления ребенка (ст. 125), а также требования к лицам, имеющим право быть усыновителями (ст. 127).

На мой взгляд, наиболее интересны положения законопроекта, закрепляющие обязательное психологическое тестирование граждан, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Тестирование важно потому, что позволит оценить общее социально-психологическое состояние кандидатов – в частности, сможет ли приемная семья стать полноценной семьей для ребенка, которого она берет на воспитание.

Работа над законопроектом началась в ноябре 2017 г. В 2018 г. после череды громких скандалов законодательство по усыновлению подверглось корректировке – и все это, по мнению разработчиков законопроекта, происходит на фоне роста количества возбужденных уголовных дел о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей, находящихся под опекой.

Для усыновления ребенка согласно действующей норме СК РФ (п. 2 ст. 125) необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с этим ребенком.

В предлагаемом законопроекте данная норма конкретизирована, расширен круг участников процесса (граждане и их супруги, если они состоят в браке). Обязательное психологическое тестирование граждан, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, способно выявить мотивы такого желания, возможные риски, а также составить психологическое описание личности кандидата в замещающие родители.

Немаловажное значение имеет и обязательная подготовка граждан, желающих принять на воспитание ребенка, что служит целям профилактики возникновения конфликтных ситуаций в ходе воспитательного процесса.

В частности, в законопроекте субъектами подготовки определены:

  • органы опеки и попечительства и (или)
  • образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги, или
  • иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым органами опеки и попечительства переданы полномочия по подготовке.

В случае принятия законопроекта в любом случае будут разработаны единые рекомендации.

С предлагаемыми нововведениями, на мой взгляд, можно согласиться, поскольку они не ограничивают прав лиц, заинтересованных в усыновлении ребенка.

В то же время предлагаемое ограничение на усыновление более одного ребенка в год в семье, где уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), полагаю, требует доработки либо даже отказа от его введения – несмотря на предусмотренные исключения из данного правила в случае усыновления братьев и сестер, детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или воспитывались вместе либо были усыновлены им (ими), или находились под надзором в одной организации для детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, и вместе воспитывались не менее года в одной воспитательной группе.

Если определяются порядок и механизм усыновления, предусмотрено получение заключения о психологическом состоянии в отношении гражданина, желающего принять ребенка на воспитание, полной характеристики семьи и мотивации приема ребенка данной семьей, стоит ли вводить упомянутую норму?

Описание в заключении специалистов органов опеки и попечительства возможных рисков позволит, на мой взгляд, предотвратить ненадлежащее исполнение родительских или опекунских обязанностей по отношению к детям, а также конфликты между детьми, принятыми в семью. Возможен отказ в передаче ребенка на воспитание (если причинами являются психологические особенности личности, к примеру, асоциальные признаки поведения). В любом случае отказ в реализации своего права гражданин может обжаловать. Методика реализации данного положения будет совершенствоваться с практикой.

Семьи, в которых уже воспитываются усыновленные или подопечные дети, как правило, «на виду». При надлежащей организации работы орган опеки и попечительства, думается, будет располагать сведениями о наличии в такой семье ресурсов для полноценного обеспечения потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, основаниях для возможных ограничений для приема ребенка в семью, а также об имеющемся у гражданина опыте воспитания детей.

Представляет также интерес нововведение в части определения порядка и условий восстановления усыновителей в правах и возложенных на них обязанностях родителей. Определены условия такого восстановления. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Ценностью любого современного государства – если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботиться о его будущем, традиционно считается семья. К сожалению, в практике встречаются случаи, когда требующие безусловного исполнения законодательные установления нарушаются. Причины разные – от незнания закона до его неправильного применения.

В связи с этим, полагаю, важно, чтобы решения органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не носили произвольный и избирательный характер, принимались без предпочтений и ограничений, не установленных нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должна избираться исходя из интересов самих детей. Этот принцип, на мой взгляд, должен быть приоритетным, и его укреплению должна способствовать судебная защита.

Заслуживает внимания и позиция Верховного Суда РФ по данным вопросам, выраженная в определениях от 5 июня 2018 г. № 5-КГ18-39 и от 18 сентября 2018 г. № 5-КГ18-196.

И в том, и в другом случае рассматривался отказ управления социальной защиты населения в заключении с гражданином договора о приемной семье. В первом деле отказ был связан с временной регистрацией опекуна по месту жительства, во втором – с изменением места жительства. По каждому из названных споров ВС РФ отменил решения судов обеих нижестоящих инстанций.

Конечно, предусмотреть все возможные нюансы невозможно, однако рассматриваемые в законопроекте подходы сформулированы довольно ясно и конкретно.

Рассказать:
Другие мнения
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Яндекс.Метрика