×
Соколовская Евгения
Соколовская Евгения
Сооснователь компании ST agency, управляющий директор маркетингового агентства

В последнее время все большую популярность приобретает область legal tech, объединяющая разнообразные решения по автоматизации работы юристов. Несмотря на всю очевидную пользу таких сервисов, при выборе конкретного решения можно столкнуться с рядом трудностей. Разберемся, какие особенности рынка legal tech стоит учитывать при выборе сервиса для конкретной компании.

Сфера legal tech изначально зародилась в США, где в 1977 г. компания LexisNexis запустила сервис для поиска юридической информации. Это была первая в мире сетевая правовая система, совершившая прорыв в этой области – можно было не только найти нужные документы, но и работать с текстами, а также искать акты по контексту и датам. Это значительно упростило деятельность юристов, которым в процессе работы часто приходится обращаться к различным нормативным актам и судебной практике.

В Россию подобные технологии пришли немного позже. Так, правовая система «КонсультантПлюс» работает с 1992 г. В 2008 г. компания «Право.ру» разработала «Картотеку арбитражных дел» – сервис, содержащий информацию об арбитражных делах и принятых по ним судебных актах. Этот сервис показал, насколько востребованы подобные решения на российском рынке, что послужило стимулом для появления различных справочно-правовых систем и программ для автоматизации процессов.

В настоящее время основные legal tech-решения включают:

  • справочно-правовые системы;
  • конструкторы шаблонов документов;
  • управление делами и проектами;
  • согласование документов и работы над проектами;
  • систематизацию и хранение данных компании (e-discovery);
  • автоматизацию выставления счетов;
  • автоматизацию управления имуществом;
  • смарт-контракты;
  • сервисы поиска закупок;
  • комплаенс-решения.

К новым, быстроразвивающимся направлениям в этой сфере относятся сервисы, обладающие искусственным интеллектом и способные к самостоятельному обучению. Одним из самых интересных трендов стало использование интеллектуальных чат-ботов, способных анализировать большие массивы данных и документов и собирать информацию в автоматическом режиме. Такие боты используются для предоставления быстрых консультаций: программа отвечает на вопросы пользователя, находит и собирает необходимые сведения, а также создает типовые документы. Суть в том, что бот может выполнять простые запросы без участия специалистов, что экономит время сотрудников.

Читайте также
Выбор legal tech-решения для бизнеса
Принять решение об автоматизации рабочих процессов в компании для их оптимизации недостаточно. Нужно еще выбрать и грамотно внедрить сервис 
23 Октября 2020 Советы

На пике актуальности также – сервисы, занимающиеся выявлением нарушений в сфере закупок. Так, одной из новинок стал сервис Antitrust Integrity System (ATIS) – инновационное юридико-технологическое решение, предназначенное для выявления и предотвращения сговоров, коррупции и корпоративного мошенничества при осуществлении закупок. Система анализирует открытые данные (ФНС, zakupki.gov.ru и т.д.) на предмет наличия признаков каких-либо нарушений (например, скоординированных действий нескольких участников против конкурентов). В ближайшем будущем эта область будет активно развиваться, в том числе на российском рынке.

Работа юриста включает большой круг рутинных задач (по некоторым оценкам – до 80% рабочего времени): вычитку документов, анализ судебной практики, сбор данных по контрагентам, составление однотипных документов и ответы на вопросы клиентов, решение которых не требует глубоких юридических знаний. Сервисы legal tech предназначены как раз для того, чтобы разгрузить специалистов от рутины и сэкономить время для действительно интеллектуальной работы.

Другой аспект – ошибки, допускаемые сотрудниками даже в однотипных документах. Это человеческий фактор, исключить который не может ни одна компания. Сервисы для составления документов решают эту проблему, поскольку программы, как правило, указывают на ошибки, а также не позволяют завершить создание документа, пока в нем не будут заполнены все обязательные пункты и реквизиты. Стоит отметить и то, что любая автоматизация рабочих процессов – экономия не только времени сотрудников, но и, соответственно, денежных средств компании.

Основной проблемой рынка legal tech является большое количество вендеров (компаний-поставщиков товаров и услуг под их торговой маркой), в том числе недобросовестных участников. Дело в том, что для создания действительно эффективного сервиса по автоматизации правовых процессов нужно быть юристом. Только специалисты, понимающие все нюансы юридической работы, могут спрогнозировать и затем оценить эффективность конкретного сервиса. Такие сведения можно получить только после реального применения продукта, что делают далеко не все участники рынка – без достаточного опыта в этой сфере выпускаются программы, которые оказываются неудобными для пользователей и скорее создают проблемы, нежели решают их.

Перенасыщенность современного рынка legal tech-решениями приводит к сложностям в выборе инструментов для автоматизации. В связи с этим в юридических департаментах крупных компаний даже появляются специальные сотрудники – legal tech-менеджеры, занимающиеся подбором сервисов для оптимизации правовой деятельности. Обычно на такие должности принимаются специалисты с юридическим и техническим образованием, и подобные требования вполне обоснованы. Чтобы автоматизировать процесс, нужно сначала погрузиться в него и выявить шаблонные, повторяющиеся действия, выполнение которых можно передать сервисам. Причем иногда требуется не просто подобрать нужный сервис, а доработать его под конкретные задачи – например, привлечь интегратор или использовать конструкторы. Могут также возникнуть ситуации, требующие адаптации внутренних бизнес-процессов под уже разработанное программное обеспечение. Именно поэтому начали появляться образовательные программы для подготовки специалистов в области legal tech.

В заключение добавлю, что выбор конкретного legal tech-решения – процесс непростой, и помочь в этом могут следующие рекомендации. Во-первых, сформулируйте четкие требования к системе и задачам, которые необходимо решить. Во-вторых, старайтесь выбирать из проверенных разработчиков IT-решений, у кого есть успешно реализованные проекты в этой сфере. В-третьих, используйте тестовый доступ, чтобы проверить удобство использования сервиса и необходимый объем его функционала.

Стоит также отметить, что зачастую один сервис не решает все необходимые задачи, поэтому вместо того, чтобы искать одно идеальное решение (которого, скорее всего, нет), попробуйте подобрать несколько программ, дополняющих друг друга, и интегрируйте в рабочий процесс. Даже SAP (одна из крупнейших компаний, производитель программного обеспечения для организаций) не разработала универсального решения, подходящего для любой компании. Каждый юридический департамент имеет особенности ведения дел и работы с документами, поэтому, выбирая legal tech-решения, эти нюансы необходимо учитывать.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Ксения
Юрист Dentons
Понятно и доступно
Legal tech
О принципах и опыте использования юридического дизайна
06 Октября 2020
Янковский Роман
Янковский Роман
Преподаватель MOSCOW DIGITAL SCHOOL, советник МКА «Томашевская и партнеры»
Юридический дизайн
Legal tech
Рекомендации по применению
06 Октября 2020
Александров Михаил
Александров Михаил
Партнер Адвокатского бюро «А2», основатель проекта A2Time.RU
Как цифровые сервисы могут помочь в защите прав адвокатов
Legal tech
Обзор систем для организации адвокатской практики
31 Августа 2020
Шимкович Сергей
Шимкович Сергей
Адвокат АП г. Москвы
Проблемы с квалифицированной электронной подписью адвокатам не нужны
Legal tech
Решить их помогла бы объединенная информационная система
11 Августа 2020
Хаустов Иван
Хаустов Иван
Управляющий партнер Legium.io
Цифровая или «бумажная» подпись: что надежнее?
Legal tech
Специальные сервисы не только экономят ресурсы, но и снижают риски, присущие бумажным документам
16 Июля 2020
Александров Михаил
Александров Михаил
Партнер Адвокатского бюро «А2», основатель проекта A2Time.RU
Стали ли юристы за год более цифровыми?
Legal tech
«Адвокатская газета» и платформа «А2.Тайм» проводят новый опрос об использовании юристами IT
13 Марта 2020