×

С должным вниманием к этике

Назрела необходимость разработки российских этических правил – рекомендаций поведения адвокатов в интернет-пространстве, которые должны быть основаны на высоких стандартах профессии
Иванов Алексей
Иванов Алексей
Адвокат АП Краснодарского края, управляющий партнер АБ «Правовой статус»
Quidquid agis, prudenter agas et respice finem
(Что бы ты ни делал, делай разумно и имей в виду результат)


Право на распространение информации является одним из фундаментальных прав человека, закрепленное ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 Американской конвенции о правах человека, ст. 9 Африканской хартии прав человека и народов, ст. 11 Хартии основных прав Европейского союза, ст. 32 Арабской хартии прав человека, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Это право базируется на свободе слова, выражения мнения, убеждений, печати и является ключом к осуществлению этой фундаментальной свободы.

В эпоху цифровых технологий и интернета невозможно оставаться в стороне от их использования. Большинство коллег имеют аккаунты в социальных сетях, персональные сайты, ведут блоги и др.

Многие адвокаты занимаются продвижением своих услуг, публичным сопровождением своих дел, онлайн-консультированием, размещением о себе информации, общением на профессиональные темы и т.д. И речь идет не столько о социальных сетях или блогах, сколько о виртуальном пространстве в целом.

Возникает вопрос о пределах позиционирования в интернете. Чем руководствоваться при распространении информации в сети? Каковы пределы и ограничения, связанные с поведением адвокатов в интернет-пространстве? Существует ли грань между личным и профессиональным в публичном сообществе?

Полагаю, что при ответе на эти вопросы, прежде всего необходимо руководствоваться существующими международными стандартами, правилами профессии и профессиональной этикой, изложенными в Основных принципах, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями – Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 г. (ст. 4, 9, 12–15, 23); Рекомендациях 21-го Комитета министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката», принятых Комитетом министров Совета Европы на 727-м заседании на уровне заместителей министров 25 октября 2000 г. (принципы I–III); Резолюции (78)8 Комитета министров о юридической помощи и консультациях, принятой Комитетом министров Совета Европы 2 марта 1978 г. и Добавлении к данной Резолюции; Международных принципах поведения в социальных сетях для представителей юридической профессии, принятых 24 мая 2014 г. Международной ассоциацией юристов; Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; Кодексе профессиональной этики адвоката.

С одной стороны, одними стандартами профессии и дисциплинарными мерами невозможно разрешить возникающие проблемы, связанные с позиционированием в виртуальном пространстве. Поэтому назрела необходимость разработки российских этических правил – рекомендаций поведения адвокатов в интернет-пространстве, которые должны быть основаны на высоких стандартах профессии.

При этом данные рекомендации должны быть едиными независимо от того, находится ли адвокат в публичном пространстве (любые интернет-площадки), либо за ее пределами. Адвокат всегда должен соответствовать высоким стандартам профессии и адвокатского статуса.

Адвокат вправе иметь возможность высказывать обоснованную и аргументированную критику. Однако любое публичное его поведение в интернет-пространстве не должно порочить честь и достоинство адвоката и умалять авторитет адвокатуры.

Любая распространяемая адвокатом информация в интернет-пространстве не должна наносить ущерб репутации профессионального сообщества и клиентам, не должна содержать конфиденциальной информации, должна быть сдержанной и достоверной (на эти обстоятельства указывал ЕСПЧ при определении критериев о пределах возможных ограничений права на распространение информации применительно к государственным служащим: Постановление Большой палаты ЕСПЧ от 26 сентября 1995 г. по делу «Фогт (Vogt) против Германии»; Постановления ЕСПЧ от 2 сентября 1998 г. по делу «Ахмед (Ahmed) и другие против Соединенного Королевства», от 14 марта 2002 г. по делу «Де Диего Нафриа (De Diego Nafria) против Испании», от 23 апреля 1992 г. по делу «Кастелльс (Castells) против Испании»).

С другой стороны, важно соблюсти баланс и разумную сдержанность между правом на распространение информации в интернет-пространстве, возможностью выражать свое мнение и ограничениями, накладываемыми на адвокатов в связи с осуществлением профессиональной деятельности в интернет-пространстве. Эти ограничения не должны быть чрезмерными. Не хотелось бы, чтобы органы профессионального сообщества подменяли или дублировали функции Минюста.

Рассказать:
Другие мнения
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Изменения назрели
Профессиональная этика
Бездействие дискредитирует саму суть адвокатской деятельности
23 апреля 2024
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края, член Совета АПСК, заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARMIUST»
Главное – оставаться собой
Методика адвокатской деятельности
Самонавязывания недопустимы
23 апреля 2024
Кеда Дарья
Адвокат АП Краснодарского края
Определиться с позиционированием
Методика адвокатской деятельности
Зачем адвокату социальные сети? И как вести блог, чтобы доверитель обращался за юридической помощью?
23 апреля 2024
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Яндекс.Метрика