×

Спорный подход

Об участии адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве Армении и возможной стандартизации оказания минимального объема юридической помощи в России
Бабаян Симон
Бабаян Симон
Директор Школы адвокатов Республики Армения
Институт адвокатуры в правовой системе Республики Армения (РА)
Процесс участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве в Армении регулируется нормами международного права, Конституцией Республики Армения, уголовно-процессуальным законодательством, а также законодательством и нормативно-правовыми актами, регулирующими адвокатскую деятельность.

Недавние конституционные изменения послужили поводом для закрепления в Конституции РА таких основополагающих принципов адвокатской деятельности, как независимость, самоуправление и равноправие. Была конкретизирована обязанность государства по обеспечению граждан юридической помощью, в результате чего адвокатура стала единственным институтом, обеспечивающим реализацию государственной гарантии предоставления юридической помощи (ст. 64 Конституции РА).

На конституционном уровне получили свое закрепление такие гарантии, как возможность организации собственной защиты посредством адвоката, право выбора адвоката, право на возможность общения с адвокатом (ст. 67 Конституции РА).

Регулирование адвокатской деятельности на конституционном уровне подчеркивает роль и место данного института в правовой системе Республики Армения.

Вышеуказанные гарантии получения юридической помощи, а также возможность защиты от выдвинутого обвинения конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе РА и в Законе об адвокатуре РА.

Согласно ч. 1 ст. 68 УПК РА «защитником является адвокат, представляющий при производстве по уголовному делу законные интересы подозреваемого или обвиняемого и оказывающий им юридическую помощь всеми не запрещенными законом средствами».

Там же определен статус защитника: «лицо обретает статус защитника с согласия подозреваемого или обвиняемого с момента принятия на себя его защиты. Защитник обязан по принятии на себя защиты поставить в известность об этом орган, осуществляющий уголовное производство» (ст. 68 УПК РА). Адвокаты участвуют в качестве защитника по уголовным делам, если приглашаются подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, или в связи с требованием органа, осуществлявшего уголовное производство, по назначению Палаты адвокатов РА.

При участии защитника по приглашению подозреваемого, обвиняемого, его законного представителя, а также других лиц необходимо в предельно короткие сроки заключить соглашение օб осуществлении юридической помощи. Только с этого момента на адвоката возлагается поручение об осуществлении защиты.

При заключении договора с лицом, не являющимся подзащитным (или «заказчиком»: членом семьи, родственником подзащитного), адвокат или адвокатская организация должны удостовериться, что между интересами вышеуказанного лица и фактического подзащитного нет противоречий. А в случае выявления таковых адвокат или адвокатская организация обязаны полностью или частично прекратить предоставление информации лицу, не являющемуся фактическим подзащитным, в том числе касательно стратегии защиты (п. 2․3․7 Кодекс этики адвоката).

В случае противоречия между интересами фактического подзащитного и лица, не являющегося подзащитным («заказчиком»), адвокат должен исходить только из интересов первого.

Права и обязанности адвоката, установленные законодательством, не могут быть ограничены договором, однако им могут быть определены стадии процесса, в которых будет участвовать защитник: предварительное следствие, судопроизводство в первой инстанции и т.д.

Реализация гарантии на бесплатную юридическую помощь посредством адвокатуры
При этом по уголовным делам лицо имеет возможность получить квалифицированную юридическую помощь на безвозмездной основе. Как уже отмечалось, позитивную обязанность предоставления бесплатной юридической помощи государство реализует посредством адвокатуры: в частности, эту функцию осуществляет структурное подразделение Палаты адвокатов РА – Офис общественного защитника. По запросу органов, осуществляющих уголовное производство, руководитель Офиса общественного защитника решает вопрос о назначении адвоката – общественного защитника.

Модель осуществления общественной защиты посредством общественных защитников, координируемых Палатой адвокатов РА, в частности Офисом общественного защитника, в Армении действует с 2006 г.

Эффективность такой модели подтверждается следующими факторами: во-первых, общественные защитники осуществляют деятельность по уголовно-правовой и гражданско-правовой специализациям; во-вторых, такая модель позволяет минимизировать возможность незаконного сотрудничества органов следствия с адвокатом; в-третьих, Палата адвокатов РА, не влияя на самостоятельность адвоката, имеет возможность контролировать качество предоставляемой юридической помощи (контроль качества реализуется посредством использования соответствующих систем мониторинга).

Общественные защитники состоят в трудовых отношениях с Палатой адвокатов РА. При этом средства на финансирование Офиса общественного защитника предоставляются государством. Размер оклада такого защитника соразмерен с окладом старшего прокурора.

Назначение общественного защитника осуществляется следующим образом.

Орган, осуществляющий уголовное производство, направляет в Палату адвокатов РА требование о назначении защитника: при ходатайстве подозреваемого или обвиняемого и в тех случаях, когда участие защитника необходимо, а подозреваемый или обвиняемый не имеет такового.

Руководитель Офиса общественного защитника на основании заявления органа, осуществляющего уголовное производство, выносит решение об удовлетворении требования, назначая общественного защитника. На основании данного решения адвокат-общественный защитник участвует по уголовному делу в качестве защитника. Необходимо отметить, что кроме вышеуказанных действий также необходимо получить согласие подозреваемого или обвиняемого, поскольку только в этом случае лицо наделяется статусом защитника.

Отмечу, что право подозреваемого или обвиняемого на выбор адвоката для осуществления защиты по уголовным делам возможно только из адвокатов, не являющихся общественными защитниками. В таких случаях отношения между клиентом и адвокатом обычно оформляются на договорной основе и имеют возмездный характер.

Соблюдение адвокатом этических норм
Этический аспект участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве играет существенную роль в данном процессе. Надо отметить, что обязанность соблюдения этических норм лежит на всех адвокатах, а для общественной защиты в Кодексе этики адвоката предусмотрена отдельная глава.

Особого внимания заслуживают вопросы соблюдения этических правил в процессе выбора позиции и реализации тактики защиты. Данный процесс не регламентирован отдельным нормативным актом. Вопросы, касающиеся позиции и тактики защиты, затронуты в Уголовно-процессуальном кодексе, в Законе об адвокатуре и в Кодексе этики адвоката. В частности, обязанность согласования позиции и тактики защиты определена в ст. 73 УПК РА. Подразумевается, что разнообразие и возможность варьирования позиций защиты делают невозможным детальное нормативное регламентирование данного процесса. В случаях рассмотрения вопросов о надлежащем исполнении адвокатом обязанности предоставления юридической помощи, которые вытекают из процесса выбора или реализации тактики защиты, орган, осуществляющий дисциплинарное производство, руководствуется этическими нормами, в которых заложены общие принципы адвокатской деятельности.

В частности, адвокат всегда обязан действовать в интересах клиента.

Принцип компетентности обязывает адвоката иметь соответствующую квалификацию, знание законодательства и правоприменительной практики, умение оперировать стратегическими средствами и методами защиты, присущими адвокатской деятельности.

Принцип добросовестности обязывает адвоката предоставлять юридическую помощь добросовестно, что подразумевает знание соответствующей отрасли права, обязанность досконально исследовать дело, обязанность выполнять все необходимые действия для надлежащего исполнения поручения клиента.

При рассмотрении дисциплинарных производств по конкретным делам вышеуказанные принципы толкуются Советом палаты адвокатов и находят свое отражение в отдельных решениях, которые в дальнейшем имеют прецедентное значение.

О возможной стандартизации оказания минимального объема юридической помощи в России
Из вышеизложенного вытекает точка зрения о нецелесообразности детального определения и конкретизации минимального объема юридической помощи, оказываемой подзащитному.

Принцип добросовестности обязывает адвоката выполнять все необходимые действия для надлежащего исполнения юридической помощи. Следовательно, стандартизация или нормирование минимального объема юридической помощи, оказываемой подзащитному, – подход довольно спорный и, скорее всего, нежелательный. В зависимости от обстоятельств дела объем юридической помощи может быть разным, и на адвокате лежит обязанность выполнения всех необходимых действий. Стандартизация подобных действий может способствовать проявлению таких негативных проявлений, как бездействие адвоката, так как он сможет ограничиться перечнем действий, которые указаны в Стандарте.

Вопрос целесообразности определения минимального объема юридической помощи, оказываемой подзащитному, также необходимо рассматривать с точки зрения эффективности юридической помощи, поскольку в зависимости от обстоятельств дела совершение всех действий, установленных в Стандарте, может привести к очевидному проигрышу дела или к ухудшению положения подзащитного. В частности, в п. 8 ст. 8 проекта Стандарта участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве говорится о том, что защитник обязан принимать меры к обжалованию иных решений и действий участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения или суда, нарушающих права и законные интересы подзащитного. Реализация этого требования в некоторых случаях может способствовать ухудшению процессуального положения подзащитного.

Надо учесть и то обстоятельство, что стандартизация минимального объема юридической помощи может послужить поводом для инициации дисциплинарного производства в отношении адвоката из формальных соображений. Таким способом клиенты, государственные органы и иные заинтересованные лица могут получить новый инструмент воздействия на независимость адвоката.

Рассказать:
Другие мнения
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
12 марта 2024
Шорыгин Константин
Адвокат АП Московской области, АБ «Бельский и партнеры», аспирант кафедры адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Воспрепятствование деятельности адвоката-защитника
Профессиональная этика
Понятие и противодействие
12 марта 2024
Яндекс.Метрика