×

Страховые взносы – не налоги и не сборы

Об обжаловании в КС РФ ряда положений НК, обязывающих адвоката уплачивать взносы во внебюджетные фонды
Крупочкин Олег
Крупочкин Олег
Адвокат АП Ярославской области

В ноябре я обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой просил проверить на соответствие Конституции РФ положения подп. 2 п. 1 ст. 419, абз. 1 подп. 1 и подп. 2 п. 1, п. 5 ст. 430, абз. 2 п. 2 ст. 432 ч. 2 Налогового кодекса РФ, которые в истолковании, данном им вступившими в законную силу судебными актами, возлагают на адвоката обязанность уплачивать во внебюджетные фонды взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Обязанность разрешить изложенные в жалобе доводы непосредственно или посредством обращения с запросом в КС, предусмотренная ст. 10, 18, ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 123 и п. «б» ч. 4 ст. 125 Конституции, а также ч. 3 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 4 и 7 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – ФКЗ о КС), суды трех инстанций, а также судья Верховного Суда РФ, вынесшая определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам, не исполнили, что и послужило основанием для обращения в Конституционный Суд.

В силу п. «а» ч. 4 ст. 125 Конституции, а также п. 3 ст. 3 и ст. 96 ФКЗ о КС заявитель не вправе обжаловать в высший судебный орган конституционного контроля иные положения законодательства, которые могут толковаться как возлагающие на адвоката обязанность уплачивать страховые взносы, но не примененные судами во вступивших в законную силу решениях по делу.

Поясню, почему считаю примененные судами законоположения, обязывающие адвоката уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС, противоречащими Конституции.

Основной Закон провозглашает права и свободы человека и гражданина и соответствующую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать данные права и свободы. К числу таких прав относятся права на государственную пенсию по старости, на добровольное пенсионное страхование, на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 7, 39 и 41 Конституции).

Пенсия по старости является государственной, если ее платит государство, а не человек (гражданин) сам себе. Право на добровольное пенсионное страхование является правом, если его можно осуществлять (а можно не осуществлять). Например, можно осуществить добровольное пенсионное страхование, чтобы иметь дополнительный доход к государственной пенсии, но при этом можно иным способом самостоятельно позаботиться о своем обеспечении в старости дополнительно к государственной пенсии (например, приобрести и сдавать в аренду жилое помещение, купить ценные бумаги и т.д.).

Медицинская помощь является бесплатной, если за ее получение не требуется платить. Если за получение медпомощи предусмотрена плата (в любой форме, в том числе путем взносов на ОМС), такая медицинская помощь фактически является платной. Здесь так же, как и с содержанием в старости, можно обращаться за бесплатной медпомощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, а можно за платной – в частные медицинские организации.

Конституция возлагает на человека и гражданина только одну обязанность перед государством – платить законно установленные налоги и сборы, исполняя тем самым конституционные обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Конечно, государство вправе изыскать и иные источники финансирования исполнения своей конституционной обязанности (например, продажа другим государствам природных ресурсов, средств обороны и т.д.), но обязанности человека и гражданина на этом заканчиваются.

Налоговым кодексом установлено, что введение налогов и сборов помимо тех, которые прямо указаны в НК, не допускается. Кодекс, в частности, содержит перечень видов федеральных, региональных и местных налогов и сборов, при этом взносы на ОПС и ОМС в данный перечень не входят.

Действительно, указанные страховые взносы предусмотрены налоговым и другим законодательством (которое в рассматриваемом деле не применено судами и положения которого не обжалованы в КС), но в качестве именно взносов, а не налогов или сборов. Поэтому законоположения, предусматривающие обязанность адвоката уплачивать эти страховые взносы, представляются противоречащими Конституции.

Кроме того, бюджетное законодательство предусматривает поступление налогов и сборов в бюджеты, в том числе в консолидированный бюджет РФ (хотя понятия «государственная пенсия» и «государственное учреждение здравоохранения» не исключают возложение обязанности обеспечить права на государственную пенсию и на бесплатную медпомощь в государственных учреждениях здравоохранения на субъектов РФ). При этом страховые взносы на ОПС и ОМС подлежат зачислению в соответствующие внебюджетные фонды и теоретически принадлежат конкретным лицам, уплатившим их, что характеризует эти взносы как негосударственные и отличает их от налогов и сборов.

Какие в таком случае должны быть налоги и сборы и каков должен быть их размер – вопрос экономический, требующий заключения экспертов. Я же обжаловал положения ч. 2 НК в Конституционный Суд только в юридическом аспекте, считая, что взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование не являются налогами или сборами, а потому обязанность адвоката уплачивать их, на мой взгляд, неконституционна.

Более того, положения законодательства, предусматривающие обязанность адвоката уплачивать указанные взносы в фиксированном размере, не учитывают, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, при этом адвокат может не иметь дохода от его деятельности. К примеру, вознаграждения должностных лиц адвокатских палат в силу абз. 3 п. 2 ст. 9 КПЭА носят исключительно компенсационный характер – т.е. направлены на возмещение расходов, связанных с исполнением обязанностей в рамках этих должностей. Также и любой адвокат может заниматься профессиональной деятельностью на компенсационной основе или вовсе в убыток. Так, не предусмотренное соглашением об оказании юридической помощи ознакомление с протоколом судебного заседания и принесение на него замечаний требуют от адвоката расходов на проезд до суда, затем – на проезд до адвокатского образования для подготовки замечаний, потом – опять на проезд до суда. Невыполнение этой функции может повлиять на исход дела, чего предвидящий это адвокат не может допустить.

В связи с изложенным представляется, что оспариваемые законоположения НК также не учитывают конституционные гарантии физлица на минимальный прожиточный минимум, на МРОТ, на имущество, которое, например, досталось адвокату по наследству, находится у него дома, дорого ему как память и которое судебный пристав-исполнитель обязан арестовать и продать в целях взыскания страховых взносов (ст. 87 Закона об исполнительном производстве) – независимо от наличия у адвоката доходов.

Кроме того, оспариваемые в КС законоположения, на мой взгляд, нарушают предусмотренное ст. 19 Конституции равенство всех перед законом и судом независимо от должностного, имущественного положения и других обстоятельств. Так, взносы на ОПС и ОМС за прокурора, следователя, судью, депутата уплачивает государство, перечисляя соответствующие денежные средства из бюджета во внебюджетные фонды. Адвокат же должен уплачивать эти страховые взносы из собственных средств (имущества) – независимо от наличия или отсутствия дохода.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Заключение эксперта на страже защиты
Правовые вопросы статуса адвоката
Процедура получения защитником заключения специалиста не урегулирована в УПК должным образом
26 апреля 2024
Дадов Азамат
Дадов Азамат
Адвокат КА г. Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры»
Адвокат на информационном поле: актуальные проблемы
Адвокатура, государство, общество
В стремлении к публичности ответственность адвоката перед адвокатской корпорацией возрастает
25 апреля 2024
Дмитриев Владимир
Дмитриев Владимир
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб
Предлагать помощь адвокатов могут только они сами или адвокатские образования
Защита прав адвокатов
Кассация «засилила» решения судов о незаконности действий юрфирмы
22 апреля 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Образ адвоката в российском и советском кинематографе
Адвокатура, государство, общество
Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
22 апреля 2024
Пепеляев Сергей
Пепеляев Сергей
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер «Пепеляев групп», к.ю.н.
Качество юридических консультаций: профессиональный стандарт
Адвокатура, государство, общество
Проект стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
09 апреля 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края, член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры»
Законодательное закрепление прав и обязанностей представителя адвокатской палаты необходимо
Защита прав адвокатов
О целесообразности интеграции нового участника уголовного судопроизводства в отдельные следственные действия
09 апреля 2024
Яндекс.Метрика