13 июня 2023 г. в Госдуму внесен проект поправок в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (законопроект № 379444-8). Это уже не первый пакет поправок с момента принятия Закона, однако ясности в данном вопросе, на мой взгляд, больше не стало.
Закон о бесплатной юридической помощи в России существует и действует давно. Внесение рассматриваемого законопроекта послужило импульсом к возобновлению его обсуждения адвокатами и другими участниками государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи. Как показало обсуждение на расширенном совещании президентов адвокатских палат Приволжского федерального округа, эта проблематика волнует адвокатов различных регионов страны.
Для начала приведу данные из пояснительной записки к законопроекту: в настоящее время из 89 субъектов Федерации в 48 регионах бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты, в 8 субъектах – только государственные юридические бюро, в 33 субъектах задействованы как госюрбюро, так и адвокаты (смешанная модель).
До недавнего времени создание госюрбюро носило факультативный характер, и вопрос решался в зависимости от потребностей региона. Несмотря на то что положения законопроекта, устанавливающие право госюрбюро на организацию порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, не направлены на установление императивной обязанности субъектов Федерации по созданию указанных бюро и распространяют действие на регионы, в которых госюрбюро уже созданы и функционируют либо планируется их создание, тем не менее, по словам министра юстиции РФ Константина Чуйченко, предлагается сконцентрировать усилия на создании государственных юридических бюро во всех регионах.
Думаю, для многих субъектов РФ – в первую очередь, крупных, – создание государственных юридических бюро действительно жизненно необходимо. Но, думается, в 48 субъектах решение о создании госюрбюро до сих пор не принято не просто так, а в силу ряда причин.
В качестве примера обратимся к статистике оказания бесплатной юридической помощи в Республике Марий Эл. Согласно сведениям, представленным в Министерство внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции РМЭ, в 2022 г. в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи правовая помощь была оказана 110 гражданам и включала 215 устных правовых консультаций, 21 – письменную; составление 176 документов правового характера, а именно: исковых заявлений в суд, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб, ходатайств и других документов правового характера; оказаны 67 услуг по представлению интересов граждан в судах и других органах. Из выделенных из республиканского бюджета на 2022 г. средств в размере 250 тыс. руб. на финансирование бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи адвокатами РМЭ освоено 196 825 руб.
Безусловно, размер оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юрпомощь (максимальная ставка – 550 руб. за один день участия в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций), вряд ли стимулирует посвящать много времени оказанию бесплатной юридической помощи, поскольку доход адвокатов – в первую очередь, работающих в районах, – зачастую ниже прожиточного минимума. Однако для классической адвокатуры оказание помощи малоимущим испокон веков является нравственным долгом.
Очевидно, что столь малое число граждан РМЭ, обратившихся за получением бесплатной юридической помощи, не отражает истинную потребность данного региона в получении данных услуг. Но даже с учетом того, что определенная часть юридической помощи оказывается pro bono, создание госюрбюро, как представляется, вряд ли будет целесообразным с точки зрения расходования бюджетных средств. Так, предполагаемая минимальная численность сотрудников госюрбюро на территории РМЭ составляет четыре человека – руководитель, техперсонал. С учетом стоимости оборудования, содержания помещения и зарплаты персонала бюджетные расходы будут значительно выше расходов на оплату труда адвокатов. При таком числе граждан, нуждающихся в бесплатной правовой помощи, думается, нет смысла делить весь ее объем на первичное консультирование и более сложную помощь (судебное представительство), так как объем консультирования будет недостаточным для того, чтобы сотрудники бюро были загружены работой, а значит, они не смогут «отработать» свою зарплату. Адвокаты, в свою очередь, могут и консультировать, и быть защитниками и представителями, при этом они получают не фиксированную зарплату, а вознаграждение, общий размер которого за месяц напрямую зависит от рабочей нагрузки и сложности работы.
Практически во всех субъектах Федерации начали функционировать филиалы Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», основной целью которого является организация и оказание поддержки большой категории населения – ветеранам боевых действий, принимавшим участие в СВО, уволенным с военной службы, лицам, принимавшим участие в составе вооруженных сил ДНР, народной милиции ЛНР, воинских формирований этих республик, членам семей лиц названных категорий, погибших в ходе СВО либо после увольнения с военной службы, если смерть наступила вследствие увечья или заболевания, полученного при выполнении задач в ходе СВО.
Таким образом, часть получателей бесплатной юридической помощи будет обеспечена помощью со стороны Фонда, в том числе при участии адвокатов, осуществляющих прием граждан в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между ФПА РФ и Фондом.
В то же время представляется целесообразным создание информационной среды в сфере оказания бесплатной юридической помощи (в частности, за счет бюджетных средств). Первая проблема для получателей бесплатной юрпомощи – получение справок и документов, подтверждающих право на такую помощь. Перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, известен, и обеспечение адвокатам доступа к данному перечню может значительно облегчить гражданам получение помощи. Другой аспект – телекоммуникационный доступ гражданам к получению бесплатной юридической помощи. Онлайн-сервисы по получению юруслуг существуют давно, и создание аналогичного сервиса для получения бесплатной юридической помощи, как представляется, могло бы значительно снизить остроту проблемы, поскольку подавляющая часть вопросов разрешается на уровне устного консультирования. Кроме того, нужна социальная реклама, направленная на потенциальных получателей бесплатной правовой помощи.
Все это не такие существенные расходы по сравнению с расходами на создание и содержание госюрбюро. Кроме того, в адвокатских палатах давно налажена система оказания бесплатной юридической помощи, которая до последнего времени не вызывала нареканий со стороны населения. Как вариант, возможно – по инициативе адвокатских палат субъектов РФ и при поддержке территориальных органов юстиции – создание социальных коллегий адвокатов, специализирующихся на оказании бесплатной юридической помощи гражданам. В данной части затраты бюджета тоже будут «нулевыми».
Еще один аргумент в пользу адвокатуры в системе бесплатной юридической помощи – требования закона, обязывающего адвоката хранить адвокатскую тайну. Так, в ст. 8 Закона об адвокатуре четко закреплено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи доверителю. Статьей 6 КПЭА установлено: «Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени». Кроме того, ст. 18 Закона об адвокатуре установлен запрет на истребование от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов РФ сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Это императив. Нарушение данных постулатов в большинстве случаев грозит прекращением статуса адвоката с возможным длительным запретом на профессиональную деятельность. Полагаю, госюрбюро вряд ли будут наделены подобным иммунитетом. Грозит ли сотрудникам бюро увольнение за распространение подобных сведений? Ответ, думаю, очевиден.
Стоит отметить еще один принципиальный момент, касающийся законопроекта, внесенного в Госдуму 13 июня. В частности, документ предусматривает установление Минюстом России стандарта оказания бесплатной юридической помощи, в том числе для адвокатов. При этом, как подчеркивал вице-президент ФПА Олег Баулин, разработка любых стандартов адвокатской профессии относится к компетенции Всероссийского съезда адвокатов, а Стандарт оказания бесплатной юридической помощи был в установленном законом порядке разработан и принят XI Всероссийским съездом адвокатов.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что целесообразность создания госюрбюро должна определяться потребностями региона.