×

Возможно ли нормировать труд адвоката?

«Переработки» адвокатов – следствие перегруженности судов, а не пробелов в регулировании рабочего времени
Фурсова Елизавета
Фурсова Елизавета
Старший юрист практики разрешения споров Lidings

С интересом прочла заметку адвоката Анны Кудряшовой «Об охране труда адвоката» и хочу высказать свое мнение по данному вопросу.

Читайте также
Об охране труда адвоката
Правоохранительным органам и судам недопустимо принуждать адвокатов к работе за пределами рабочего времени
15 октября 2021 Мнения

В современных реалиях говорить про «нормированность» труда адвоката практически невозможно – его деятельность не регулируется трудовым законодательством РФ. В первую очередь адвокат при осуществлении деятельности руководствуется нормами Закона об адвокатуре и КПЭА. При этом права и обязанности работодателя, предусмотренные ТК, к адвокату вполне применимы, если он выступает в качестве работодателя, принимая на работу помощника адвоката и заключая с ним трудовой договор.

Если подходить к нормированию рабочего времени адвоката в аспекте Закона об адвокатуре и КПЭА, то существенно важными являются следующие положения:

  • адвокат «не вправе принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить» (подп. 5 п. 1 ст. 9 КПЭА);
  • адвокат «является независимым профессиональным советником по правовым вопросам» (п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре).

Следовательно, в первую очередь вопрос планирования времени, в том числе на отдых, находится в исключительной компетенции самого адвоката. Ему вовсе не обязательно выполнять профессиональную деятельность 8 часов в день и 40 часов в неделю (нормальная продолжительность рабочего времени согласно ч. 2 ст. 91 ТК). Учитывая реалии, которые сложились в определенных регионах относительно количества времени, затрачиваемого на участие в судебном заседании или следственном действии, подготовку процессуальных документов, а также сложность дела и иные аспекты профессиональной деятельности, адвокат может самостоятельно определить реальное время, которое он готов затратить на исполнение поручения, и отказаться, если понимает, что не сможет его выполнить или выполнение будет идти в ущерб качеству работы или времени на отдых.

Безусловно, адвокат тратит много времени на сопутствующую деятельность (ожидание начала судебного заседания из-за задержек, освобождения кабинета для встречи с доверителем в СИЗО из-за недостаточного количества кабинетов и т.д.), что, безусловно, является нарушением требований законодательства (ст. 261 УПК РФ, ст. 160 ГПК РФ, ст. 145 КАС РФ, ст. 153 АПК РФ). Но «переработки» адвокатов, на мой взгляд, являются скорее следствием не пробелов регулирования нормальной продолжительности их рабочего времени, а перегруженности судов и недостаточного оснащения помещений, где адвокат мог бы выполнять свою работу.

При формировании расписания заседаний судьи из-за большого количества дел вынуждены назначать заседания, отводя на рассмотрение дела по 5-15 минут. В СИЗО адвокаты порой вынуждены устраивать жеребьевку, распределяя время встречи с доверителями, что нарушает права обвиняемого на неограниченное количество свиданий с защитником. Таким образом, полагаю, устранять нужно причину, а не следствие. Фактически переработка происходит не только у адвокатов, но и у сотрудников госорганов, которые в силу дефицита кадров или отсутствия финансирования со стороны государства на улучшение условий труда не могут надлежаще исполнять должностные обязанности в соответствии с требованием законодательства в установленное время. Многочисленные жалобы от имени адвокатов или их доверителей на задержку начала судебного заседания, думаю, вряд ли исправят ситуацию и могут привести к тому, что в следующий раз судья вместо того, чтобы затратить достаточно времени на проведение судебного заседания и разобраться в деталях спора, вынесет решение без учета всех обстоятельств дела, лишь бы избежать жалоб на задержку начала заседания и, как следствие, получить дисциплинарное взыскание и лишиться премий и надбавок. Адвокатам в первую очередь важно оказать доверителю квалифицированную юридическую помощь, а не просто явиться в судебное заседание.

Закон отмечает необходимость оплаты труда защитника по назначению по повышенным ставкам за работу в ночное время суток и в выходные дни (Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240)). При заключении соглашения об оказании юридической помощи адвокат должен предупредить доверителя о реальном времени, которого потребует то или иное дело, с учетом загрузки судей, ведь значимость фактора времени для адвоката трудно переоценить.

Наиболее действенным способом борьбы с нарушениями, допускаемыми органами государственной власти, представляется обращение адвоката в Совет палаты субъекта РФ, членом которой он является. В соответствии со ст. 31 Закона об адвокатуре Совет палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты, который осуществляет, в том числе, полномочия на защиту профессиональных и социальных прав адвокатов. Совет палаты вправе требовать от органов государственной власти соблюдения требований законодательства в отношении профессиональных прав адвокатов и подавать иски в защиту их интересов.

Адвокат самостоятельно выбирает форму адвокатского образования, в которой осуществляет деятельность: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация (ст. 20 Закона об адвокатуре). От выбранной формы во многом зависят порядок регулирования труда адвоката, нормирование его рабочего времени, оплата труда и т.д.

Так, адвокат, чей стаж адвокатской деятельности составляет не менее трех лет, может учредить адвокатский кабинет (п. 1 ст. 21 Закона об адвокатуре). Такая форма деятельности, на мой взгляд, сравнима со статусом индивидуального предпринимателя или самозанятого лица. Однако если гражданина, имеющего статус самозанятого или ИП, можно принять на работу на основании трудового договора (в этом случае они должны будут придерживаться всех локальных нормативных актов, действующих в организации, а также положений трудового законодательства, в том числе по норме рабочего времени (ст. 91 ТК)), то адвокату вступать в трудовые отношения запрещено, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре).

При учреждении адвокатского кабинета адвокат самостоятельно определяет рабочее время и время отдыха, с учетом специфики направлений деятельности. Например, если у адвоката назначено судебное заседание на определенный день, он может ограничить свою работу в этот день участием в заседании.

В случае работы по трудовому договору рабочий день, как правило, составляет 8 часов. Это значит, что даже в случае задержки начала судебного заседания в среднем на два-три часа эта норма выполнена не будет и работник (например, юрист, работающий по трудовому договору) должен будет вернуться в офис и продолжить выполнять трудовые обязанности или как минимум официально отпроситься у руководителя, чтобы в случае трудового спора у него были доказательства разрешения не продолжать работу в указанный день.

Адвокатское образование в форме коллегии адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями. Учредителями коллегии являются два и более адвокатов, которые заключают между собой договор, определяющий порядок совместной деятельности. В уставе и учредительном договоре (п. 5 ст. 22 Закона об адвокатуре) учредители определяют положения, которые становятся обязательными для всех членов коллегии.

Согласно подп. 9 п. 6 ст. 22 Закона об адвокатуре в устав могут быть внесены «иные положения, не противоречащие настоящему федеральному закону и иным федеральным законам». Установить норму рабочего времени в адвокатской коллегии не запрещено, однако вопрос его регулирования остается открытым, так как фактически адвокат, который состоит в коллегии, работает также «сам на себя», а коллегия исполняет функции налогового агента данного адвоката и его представителя по расчетам с доверителями. При этом соглашение об оказании юридической помощи заключается между доверителем и адвокатом, а не адвокатской коллегией. В указанных условиях говорить о защите прав адвоката на нормальную продолжительность рабочего времени можно лишь в аспекте его собственного объема работы и ее планирования, а также количества доверителей.

Адвокатское бюро создается так же, как адвокатская коллегия (ст. 22 Закона об адвокатуре), но с учетом особенностей, применимых к адвокатскому образованию в форме бюро (ст. 23 закона). Фактически это единственный вариант адвокатского образования, в котором в той или иной мере можно внедрить так называемые нормы и условия труда партнера адвокатского бюро (формальный локальный нормативный акт).

Бюро фактически имеет два существенных отличия от коллегии: соглашение с доверителями заключается от имени всех партнеров бюро; адвокаты (партнеры адвокатского бюро) несут солидарную ответственность перед доверителями и третьими лицами. Адвокаты, состоящие в бюро до его учреждения, заключают партнерский договор (п. 3 ст. 23 Закона об адвокатуре). Фактически партнерским договором определяются порядок деятельности адвокатского бюро и его партнеров, приема в состав партнеров и исключения из их числа, а также порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами. Эта форма является наиболее распространенной. В партнерском соглашении можно установить определенные условия для конкретных партнеров, порядок распределения вознаграждения (например, гонорар в фиксированной сумме, который фактически будет являться альтернативой зарплате). При этом Законом об адвокатуре не запрещено нормировать время работы адвокатского бюро, установив в партнерском соглашении 8-часовой часовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю. Однако вопрос, как адвокат может защитить свои права на этот нормированный рабочий день, остается открытым, ведь потребовать оплатить сверхурочную работу (ст. 152 ТК) адвокат не может. Безусловно, в партнерском соглашении можно прописать и такие условия, но механизм исполнения указанных гарантий остается неурегулированным.

В указанных условиях и учитывая правовой статус адвоката, полагаю, утверждение о необходимости нормировать рабочий день представляется спорным, так как этот вопрос находится преимущественно в исключительной компетенции адвоката. Обстоятельства, которые приводят к «бессмысленной» трате времени адвоката в ожидании начала судебного заседания или невозможности в нормальных условиях знакомиться с материалами дела, должны, на мой взгляд, решаться иными способами (в частности, уменьшением нагрузки судей, предоставлением им большего числа помощников, расширением аппарата конкретного судьи, созданием надлежащих условий в зданиях органов государственной власти и т.д.).

Рассказать:
Другие мнения
Дадов Азамат
Дадов Азамат
Адвокат КА г. Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры»
Адвокат на информационном поле: актуальные проблемы
Адвокатура, государство, общество
В стремлении к публичности ответственность адвоката перед адвокатской корпорацией возрастает
25 апреля 2024
Дмитриев Владимир
Дмитриев Владимир
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб
Предлагать помощь адвокатов могут только они сами или адвокатские образования
Защита прав адвокатов
Кассация «засилила» решения судов о незаконности действий юрфирмы
22 апреля 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Образ адвоката в российском и советском кинематографе
Адвокатура, государство, общество
Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
22 апреля 2024
Пепеляев Сергей
Пепеляев Сергей
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер «Пепеляев групп», к.ю.н.
Качество юридических консультаций: профессиональный стандарт
Адвокатура, государство, общество
Проект стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
09 апреля 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края, член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры»
Законодательное закрепление прав и обязанностей представителя адвокатской палаты необходимо
Защита прав адвокатов
О целесообразности интеграции нового участника уголовного судопроизводства в отдельные следственные действия
09 апреля 2024
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Ленинградской области, доцент СЗИУ РАНХиГС, к.ю.н.
Позиции представителя адвокатской палаты и адвоката могут не совпадать
Защита прав адвокатов
О расширительном толковании полномочий представителя
09 апреля 2024
Яндекс.Метрика