Продолжая тему неограниченного времени ожидания судебных заседаний, предлагаю рассмотреть вопрос о нормировании труда адвоката.
Известно, что адвокатская деятельность прямо нормами ТК РФ не регулируется. Вместе с тем ТК не содержит определения терминов «работа» и «труд», так как они не являются узкими исключительно в смысле правоотношений, регулируемых Кодексом. Следовательно, данные понятия, полагаю, распространяются на всех работающих лиц, включая адвокатов.
Как и остальные граждане РФ, адвокаты имеют право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ. Кроме того, ч. 3 указанной статьи регламентирует, что труд должен отвечать требованиям безопасности и гигиены. На соблюдение условий, отвечающих указанным требованиям, направлен институт охраны труда отрасли трудового права.
Адвокатская деятельность регулируется нормами гражданского законодательства. При этом п. 2 ст. 6 ГК РФ регламентирует, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, видится, что принципы безопасного труда и соблюдения гигиены, относящиеся к институту охраны труда, составляют общие начала и принципы гражданского законодательства, закрепленные в ч. 3 ст. 37 Конституции. Здесь также, безусловно, следует учесть, что трудовое право в свое время выделилось из цивильного, общие начала и смысл которого остались теми же. Думается, что по аналогии права некоторые нормы трудового законодательства вполне могут быть применимы к адвокатам в необходимых случаях.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 37 Конституции каждому гарантировано право на отдых, а ст. 107 ТК предусматривает также время отдыха в течение рабочего дня.
Женевской конвенцией № 30 о регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях, принятой Международной организацией труда 28 июня 1930 г., установлена продолжительность рабочего дня 8 часов и рабочей недели – 40 часов. Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции адвокатская деятельность не является исключением. В РФ адвокатская деятельность из действия данного международного нормативного акта на основе п. 3 ст. 1 также не изъята. Таким образом, международные нормы устанавливают для любой работы норматив в 8 часов рабочего дня и 40-часовую рабочую неделю, которая при равномерном распределении часов является пятидневной.
Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г. № 14900, далее – Порядок). Этим документом регламентирована норма рабочего времени на определенные календарные периоды, исчисляемая по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой неделе – 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на час.
Учитывая, что функциями Минздравсоцразвития являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование, в том числе в сфере здравоохранения, принятые им нормы, на мой взгляд, в полной мере распространяются на труд адвокатов как направленные на охрану жизни и здоровья человека. Из этого следует, что нормирование рабочего времени в полной мере можно отнести к адвокатской деятельности.
График работы государственных, правоохранительных и судебных органов является общеизвестным: с 8:30 до 17:45 с понедельника по четверг и с 8:30 до 16:45 в пятницу, он размещен на табличках у входов всех госучреждений. Широко известным является и факт наличия дежурств в судебных и правоохранительных органах, в период которых госслужащие работают вне рабочего времени. Таким образом, несмотря на то что госслужащие и правоохранители работают не по трудовым договорам, рабочий день у них нормируется указанными положениями Порядка.
Адвокаты трудятся в той же системе судопроизводства и также не в рамках трудового договора. Однако на основе принципа равноправия, гарантированного ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, указанные положения Порядка не могут не распространяться на лиц, работающих не по трудовому договору. Полагаю, иной подход к деятельности адвокатов и других лиц, работающих не по трудовому договору, будет расходиться с принципом равноправия, гарантированным ст. 19 Конституции.
Учитывая указанные положения, в некоторых региональных адвокатских палатах (в частности, в АП Калининградской и Челябинской областей) для адвокатов установлены корпоративные нормы рабочего времени. Отсутствие в адвокатской палате региона локальных норм, определяющих рабочее время адвокатов, не свидетельствует о ненормированном рабочем времени. В этом случае подлежат применению упомянутые международные нормы МОТ и положения Порядка, утвержденного Минздравсоцразвития.
Таким образом, понятие «ненормированный рабочий день» к адвокатам, думается, неприменимо. У адвокатов вполне нормированный рабочий день, есть выходные и отпуска – в понимании времени отдыха. Данный подход соответствует принципу равноправия.
Отмечу, что ст. 101 ТК термин «ненормированный рабочий день» определен как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению их трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. Из указанной нормы следует, что ненормированность в работе может возникать лишь эпизодически, у некоторых работников и только с их согласия, – то есть в исключительных случаях. Нормы ТК разрабатывались в соответствии с положениями ряда конвенций МОТ и направлены на соблюдение прав на жизнь и здоровье работников. Хотя адвокаты не являются работниками по смыслу ТК, они также имеют права на жизнь и здоровье. Следовательно, учитывая положения названных международных и национальных норм, ненормированность труда адвоката может возникать лишь эпизодически, в исключительных случаях и лишь с его согласия. Таким образом, принуждение адвокатов правоохранительными и судебными органами к работе за пределами рабочего времени и без реализации права на отдых, на мой взгляд, незаконно и недопустимо.
Кроме того, согласно ст. 5 Конвенции МОТ № 30 продолжительность рабочего дня не может увеличиваться более чем на час и превышать 10 часов. Следовательно, требования судов и правоохранительных органов к адвокатам, касающиеся производства следственных действий и судебных заседаний за пределами установленного в России 8-часового рабочего дня или в выходные, которыми по национальному законодательству являются суббота и воскресенье, нарушают Конвенцию МОТ № 30.
Конституционный Суд РФ уже указывал на недопустимость понуждения защитника знакомиться с материалами уголовного дела в нерабочие дни либо в ночное время (Определение от 29 сентября 2011 г. № 1211-О-О). Изучение материалов дела в выходные дни, а также в вечернее и ночное время – это право, а не обязанность защитника, что согласуется с указанными нормами.
Помимо строгих границ рабочего времени в день и в неделю адвокаты, как и иные трудящиеся, не лишены права на отдых в течение рабочего дня. Такие перерывы устанавливаются для приема пищи (ст. 107 и 108 ТК) продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин., отдыха от работы за компьютером (п. 3.2 «ТОИ Р-45-084-01. Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере» (утверждена Приказом Минсвязи России от 2 июля 2001 г. № 162), а также отдыха от монотонной работы с документами (ознакомление, прочтение дел, их анализ) в статической позе. Такой отдых, согласно информации Роспотребнадзора, должен составлять не менее 15 минут не реже, чем через каждые 2,5 часа. Соответственно, требования некоторых судей в отношении адвокатов о необходимости ознакомления с делами в зданиях судов непрерывно, на протяжении более 2,5 часов, противоречат указанным положениям, поскольку причиняют вред здоровью.
Кроме того, несмотря на то что ознакомление с делами в зданиях судов можно отнести к «офисному» типу работ, его нельзя в полной мере назвать таковым по той причине, что в судах кабинеты для адвокатов зачастую отсутствуют. В связи с этим ознакомление с делами в комнате для ознакомления допустимо лишь в период продолжительностью, удобной адвокату, исходя из конкретных условий в определенный момент (такие моменты порой обусловлены не только большим количеством знакомящихся с материалами дел, при этом одновременно переговаривающихся, но и отсутствием свободных мест за столами). Ознакомительные комнаты в судах предусмотрены для краткосрочного прочтения материалов, выписок из них краткой информации, а в идеале – фотокопирования. Существующие на сегодня условия в комнатах для ознакомления объективно исключают возможность нахождения в данном помещении судов более 1,5–2 часов. Остальная работа по делу (анализ документов, подбор нормативной базы и судебной практики, выработка позиции, составление документов) может быть осуществлена защитником лишь в условиях рабочего кабинета в офисе адвокатского образования.
При отсутствии рабочего стола (то есть стоя, возле подоконника либо на стуле, как, например, в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции) работать невозможно. Полагаю, в таких случаях можно констатировать, что судом не предоставлена возможность для ознакомления с материалами дел. При отсутствии условий для ознакомления считаю целесообразным заявить ходатайство о предоставлении материалов дела для ознакомления в условиях, пригодных для работы.
В ст. 209 ТК понятие «охрана труда» определено как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Труд адвоката также подлежит охране в целях защиты права на жизнь и здоровье. Охрана труда адвокатов – это огромный пласт норм, требующих применения, соблюдения и контроля. В российском законодательстве институт охраны труда имеет богатый опыт, накопленный годами. Существующие нормы, направленные на охрану жизни и здоровья трудящегося, на мой взгляд, подлежат применению в том числе к адвокатам в случаях, требующих регулирования. Однако адвокатуре, как и любой профессии, присуща своя специфика, в связи с чем в целях защиты прав адвокатов на охрану труда представляется целесообразным введение корпоративных норм, учитывающих особенности профессии, и их применение совместно с общими нормами. Лишь тогда мы сможем эффективно защищать свои нарушенные профессиональные права в спорных ситуациях с правоохранительными органами и судами.