×

Защита права на получение сведений по адвокатскому запросу – вопрос принципиальный

Проблему необоснованных отказов надо решать на уровне закона
Зайкин Павел
Зайкин Павел
Адвокат КА Санкт-Петербурга «Северный Рим»

Практикующие адвокаты нередко сталкиваются с трудностями и преградами, возникающими при получении сведений посредством адвокатского запроса.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Также адвокат вправе направлять в названные органы и организации в установленном Законом об адвокатуре порядке официальное обращение по входящим в компетенцию упомянутых органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Органы и организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать письменный ответ в 30-дневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, при этом адвокату, направившему запрос, направляется уведомление о продлении срока его рассмотрения. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти (ст. 6.1 Закона об адвокатуре).

Как указано в разделе II «Порядок оформления адвокатского запроса» Требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденных Приказом Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288 (ред. от 30 ноября 2020 г., далее – Требования), адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме (рекомендуемый образец содержится в приложении № 1 к Требованиям). Запрос должен содержать:

  • полное или сокращенное (при наличии) наименование органа или организации, куда он направляется;
  • почтовый адрес органа (организации), куда он направляется;
  • Ф.И.О. адвоката;
  • регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;
  • реквизиты соглашения об оказании юридической помощи либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи либо дата заключения соглашения);
  • полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет профессиональную деятельность;
  • почтовый адрес (при наличии – адрес электронной почты) и номер телефона (факса) адвоката, направляющего запрос;
  • наименование документа (адвокатский запрос);
  • регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации;
  • указание нормы закона, в соответствии с которой направляется запрос (в преамбуле запроса);
  • Ф.И.О. физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством РФ о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
  • указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;
  • указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);
  • перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
  • дату регистрации адвокатского запроса;
  • подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

В своей адвокатской практике мне тоже довелось столкнуться с отказом в предоставлении запрошенных сведений, который я обжаловал в судебном порядке как незаконный и необоснованный.

В целях оказания квалифицированной юридической помощи доверителю и сбора сведений, имеющих в том числе доказательственное значение, я на основании соглашения об оказании юридической помощи направил адвокатский запрос в филиал страховой компании в С.-Петербурге. По форме и порядку оформления запрос полностью соответствовал Требованиям: был составлен на бумажном носителе и доставлен лично получателю 22 апреля 2022 г.

26 мая я получил от страховой компании письмо без номера и даты, которым мне было отказано в предоставлении запрашиваемой информации по причине непредставления доверенности, подтверждающей полномочия представлять интересы доверителя, а также отсутствия в запросе реквизитов соглашения об оказании юридической помощи либо ордера, либо доверенности.

Посчитав отказ незаконным и необоснованным, я занял принципиальную позицию в вопросе защиты права на получение сведений по адвокатскому запросу.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 декабря 2019 г. № 3570-О указал, что «…взаимосвязанные положения статей 6 и 6.1 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” не требуют приложения ордера либо доверенности к направляемому адвокатскому запросу и, будучи направленными на обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи и эффективности деятельности адвоката, сами по себе не предполагают произвольного применения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте».

Из этого можно сделать вывод, что законодательством не установлена обязанность адвоката прикладывать к запросу ордер или доверенность.

Далее я обратился в районную прокуратуру с заявлением о привлечении должностного лица страховой компании к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.39 КоАП РФ за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом.

Определением прокуратуры от 29 июня 2022 г. в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях (бездействии) страховой компании состава правонарушения. Причиной отказа послужило то, что адвокатский запрос не содержит сведений о дате его регистрации; тем самым нарушен порядок его оформления.

Прокуратура даже не рассмотрела мотивы отказа в предоставлении адвокату запрашиваемой информации, изложенные в ответе на адвокатский запрос.

Не согласившись с определением, я обжаловал его в Петроградский районный суд СПб.

Решением суда от 22 сентября определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении было отменено, а материалы дела направлены в прокуратуру на новое рассмотрение. Суд указал, что адвокатский запрос зарегистрирован 22 апреля 2022 г. и имеет регистрационный номер, ввиду чего изложенные в Определении от 29 июня 2022 г. выводы должностного лица об отсутствии в действиях филиала страховой компании состава правонарушения по ст. 5.39 КоАП являются преждевременными. Поскольку должностным лицом при вынесении определения было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, определение подлежит отмене, а материалы дела – возвращению на новое рассмотрение.

Поскольку рассмотрение моего заявления и жалобы затянулось, дальнейшая судьба дела об административном правонарушении была очевидна: прокуратура прекратила его рассмотрение за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Буду добиваться, чтобы прокуратура в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре внесла представление об устранении нарушений закона.

Резюмируя, подчеркну, что проблему неправомерных отказов в предоставлении сведений по адвокатскому запросу необходимо, на мой взгляд, решать на законодательном уровне – сократить срок ответа на адвокатский запрос, а также увеличить размер наказания и срок привлечения к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении запрашиваемых сведений. Даже сравнение срока, установленного п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре, с предусмотренным в п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве сроком представления сведений, запрошенных арбитражным управляющим (7 дней), приводит к выводу об их несоответствии, которое представляется несправедливым.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Не просто дань уважения профессиям, а глобальный стратегический шаг
Адвокатура, государство, общество
Аргументы в пользу учреждения ООН международных дней юриста и адвоката
04 июля 2025
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета
Не только недопуск к подзащитному, но и насильственные действия в отношении адвоката
Защита прав адвокатов
АП КК взяла на контроль инцидент с нарушением прав защитника
30 июня 2025
Третьяк Татьяна
Третьяк Татьяна
Адвокат, член АП Краснодарского края
Механизм европейского ордера на арест в практике Кипра
Зарубежная адвокатура
От теории к судебной оценке прав человека
24 июня 2025
Цвиль Владимир
Цвиль Владимир
Адвокат, член АП Архангельской области, к.ю.н.
«Гонорар успеха» как поиск баланса интересов
Зарубежная адвокатура
Обусловленное результатом оказания юридической помощи вознаграждение – проблема комплексная
24 июня 2025
Евтеев Константин
Евтеев Константин
Адвокат, член АП города Москвы, к. ю. н., преподаватель кафедры адвокатуры Университета им. О. Е.Кутафина (МГЮА)
Ограничения «гонорара успеха» в европейских странах
Зарубежная адвокатура
Сравнение, позволившее выявить общие тенденции и существенные различия в подходах
24 июня 2025
Шевцова Юлия
Шевцова Юлия
Юрисконсульт Информационно-сервисного бюро Департамента здравоохранения г. Москвы, соискатель кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Регулирование «гонорара успеха» адвоката в странах романо-германской правовой семьи
Зарубежная адвокатура
На примере Бельгии, Франции и Швейцарии
24 июня 2025
Яндекс.Метрика