Аргументируя свою позицию о нецелесообразности сохранения в действующем УК РФ наказания в виде ареста, ФПА РФ обращает внимание на то, что «условия содержания при аресте более строгие, чем в тюрьме, где отбывают наказание лица, совершившие наиболее тяжкие преступления, а также переведенные за нарушение дисциплины из исправительных колоний». И потому назначение ареста лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, «не вполне соответствует целям назначения наказания, предусмотренным в ч. 2 ст. 43 УК РФ и международным стандартам».
К тому же при аресте ввиду чрезмерной жесткости условий содержания полностью исключаются труд и обучение осужденных. А именно эти факторы ООН считает влияющими на уровень рецидивизма, реинтеграции и занятости.
Наконец, поскольку в России следственные изоляторы и тюрьмы повсеместно переполнены, исполнение наказания в виде ареста невозможно без дополнительных расходов из федерального бюджета на строительство новых учреждений.
Позиция ФПА РФ согласуется с мнением разработчиков законопроекта, считающих, что исключение из УК РФ и других законодательных актов РФ положений о наказании в виде ареста «не потребует изменения системы уголовной ответственности и не повлияет на эффективность достижения целей уголовного наказания».
В письме, подписанном президентом Федеральной палаты адвокатов РФ Юрием Пилипенко, содержится просьба довести позицию ФПА РФ до сведения депутатов Госдумы и учесть ее при принятии законопроекта.