×

ЧП в Кабардино-Балкарской Республике

Адвокаты борются за гарантированную возможность каждого быть защищенным от пренебрежения конституционным правом на квалифицированную юридическую помощь
Материал выпуска № 11 (316) 1-15 июня 2020 года.
Чрезвычайное происшествие в Кабардино-Балкарской Республике – незаконное задержание адвокатов, насильственные действия по отношению к ним, возбуждение уголовных дел – вызвало большой резонанс в адвокатском сообществе и находится в центре внимания ФПА РФ.

30 мая Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики рассмотрел ходатайства следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой, в отношении которых 28 мая возбуждены уголовные дела по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей). Отклонив ходатайства следствия в связи с необоснованностью доводов и отсутствием доказательств, Нальчикский городской суд КБР назначил Ратмиру Жилокову и Диане Ципиновой меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Защиту осуществляли адвокаты М. М. Дышекова, Е. С. Шак, А. К. Думанишев, М. С. Абубакаров, Х.-А.Б. Бароков, Р. Б. Узуев, А. М. Сижажев, Н. С. Гаспарян, Н. Х. Ворукова.

31 мая старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по КБР вынес постановления о привлечении адвокатов Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой в качестве обвиняемых по ч. 1 ст. 318 УК РФ.

Защитники адвокатов поделились с «АГ» своими планами относительно отстаивания интересов своих доверителей, в частности сообщив о намерении обжаловать избранную меру пресечения.

Хронология событий

20 мая сотрудники межмуниципального отдела МВД России «Урванский» задержали, заковали в наручники и насильно доставили в здание отдела адвоката АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова. По словам адвоката, его задержали, когда он оказывал юридическую помощь доверительнице, в помещениях которой сотрудники полиции попытались провести обыск без надлежащей санкции суда. Прибывших в целях защиты прав задержанного в отдел МВД адвокатов Наталью Магову, Диану Ципинову и Людмилу Кочесокову к их доверителю не допустили. Более того, в отношении них сотрудниками МВД России «Урванский» были совершены незаконные действия насильственного характера, повлекшие вред здоровью. А адвоката Диану Ципинову полицейские затащили в здание отдела и заковали в наручники, продержав ее там до приезда сотрудников собственной безопасности МВД.

В связи с поступившей в ФПА РФ информацией о незаконном задержании сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Урванский» адвоката Ратмира Жилокова, насильственных действиях по отношению к нему и приглашенным его родственниками адвокатам президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, назвав данный инцидент грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона, а действия сотрудников полиции – не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД.

Президент АП КБР Юрий Гегиев в своем обращении к главе МВД по КБР от 27 мая указал, что сотрудники МО МВД России «Урванский» воспрепятствовали осуществлению

адвокатами защиты Ратмира Жилокова в нарушение ч. 4 ст. 49 УПК РФ. По его мнению, вышеуказанные факты свидетельствуют о грубом нарушении профессиональных прав и законных интересов четырех адвокатов республиканской палаты. Аналогичного содержания документы были направлены в прокуратуру и Управление Минюста КБР, а также в республиканскую Общественную палату.

В ночь с 28 на 29 мая адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова и Диану Ципинову задержали сотрудники Следственного комитета. В их отношении возбуждены уголовные дела по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей).

Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник назвал этот случай вопиющим и сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ берет это дело на особый контроль. По его мнению, задержание адвокатов Ципиновой и Жилокова является незаконным. При этом вице-президент ФПА РФ дал отдельную оценку обвинениям Дианы Ципиновой в применении насилия в отношении полицейского. «Сопротивление женщины мужчине – сотруднику полиции, первым применившему в отношении нее физическую силу, считаю полностью оправданным», – сказал Генри Резник.

29 мая председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин дал поручение руководству следственного управления СК РФ по Кабардино-Балкарской Республике тщательным образом разобраться во всех обстоятельствах произошедшего и в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой по ч. 1 ст. 318 УК РФ, дать обоснованную правовую оценку действиям всех участников конфликта. Ход расследования поставлен Александром Бастрыкиным на контроль в центральном аппарате ведомства.

30 мая председатель Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ Анатолий Кучерена сообщил, что ситуация вокруг конфликта между адвокатами и полицией в Кабардино-Балкарии взята Советом на контроль, а служба собственной безопасности МВД России начала расследование этого инцидента. «Если выяснится, что сотрудники полиции превысили свои полномочия и действительно применили силу в отношении адвокатов, то будут приняты меры как в отношении самих сотрудников, так и их руководителей», – сказал Анатолий Кучерена.

Непреложное конституционное право

По мнению вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева, принятые в отношении Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой меры являются излишними. Кроме того, одновременно должен рассматриваться вопрос о законности действий сотрудников полиции.

Михаил Толчеев сообщил, что президент ФПА предлагал залог и любые другие меры поддержки, которые в его компетенции и возможностях. «Мы все понимаем, что право на немедленный доступ адвоката к задержанному – это непреложное конституционное право каждого», – отметил он.

Выразив удовлетворение тем, что к адвокатам не применена самая жесткая мера пресечения, Михаил Толчеев высказал мнение, что в такой ситуации суд мог отказать в удовлетворении ходатайства следствия. «В общем, это начало большого пути, который нам предстоит пройти, – добавил он. – Это дело колоссальной общественной значимости, адвокатура на острие борьбы за гарантированную возможность каждого быть защищенным от пренебрежения конституционным правом на квалифицированную юридическую помощь».

Адвокат – неприкосновенная фигура

Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант отметил, что уголовное дело против адвокатов из КБР иллюстрирует возмутительный произвол силовых структур в лице органов полиции, а затем следствия.

«Адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности – неприкосновенная фигура в том смысле, что вмешательство в его профессиональную деятельность, воспрепятствование ей в каких бы то ни было формах недопустимы и запрещены. Это прямо сказано в Законе об адвокатуре, который должен неукоснительно соблюдаться всеми в любых ситуациях. К сожалению, это требование закона не подкреплено какими-либо мерами ответственности за его нарушение, что создает почву для произвола и злоупотреблений, включая недопуск адвокатов к доверителям и даже применение физической силы в отношении адвокатов», – отметил он.

Он напомнил, что адвокатская корпорация уже не первый год настаивает на введении уголовной ответственности (для должностных лиц – повышенной) за подобные нарушения профессиональных прав адвокатов, схожей с той, которая предусмотрена уголовным законом за воспрепятствование журналистской деятельности. Однако мощное противодействие силовиков введению такой законодательной гарантии блокирует ее реализацию.

«Действия должностных лиц полиции в отношении кабардино-балкарских адвокатов, особенно в отношении Дианы Ципиновой, по моему мнению, откровенно незаконны. Делать же в этой ситуации из адвокатов обвиняемых – это двойной произвол. Исходя из известных обстоятельств и с учетом доводов самих адвокатов и их защиты, в предъявленном им обвинении нет никакой убедительности и обоснованности, поскольку речь там нужно вести, судя по всему, не о “насилии в отношении представителей власти”, а о незаконном противодействии адвокатской деятельности и о правомерной защите адвокатов от нападения, угроз и оскорблений. Не вижу оснований сомневаться в обоснованности именно такой позиции защиты. В связи с этим, как и многие коллеги, полагаю, что нужно всеми силами добиваться прекращения уголовного преследования адвокатов. Более того, следствие должно разобраться, где там на самом деле жертвы, а где виновные, которые должны понести ответственность в рамках закона», – подчеркнул Вадим Клювгант.

Рассказать:
Дискуссии
Яндекс.Метрика