×

Эволюционный подход без резких решений

Государство гарантирует оказание квалифицированной юридической помощи благодаря институту адвокатуры
Материал выпуска № 21 (254) 1-15 ноября 2017 года.
25 октября в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, на пленарном заседании XII Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся на тему «Проблемы правосубъектности на современном этапе», заместитель министра юстиции РФ Денис Новак представил опубликованный днем ранее на сайте Минюста России проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Обсуждение этого проекта прошло в рамках круглого стола «Актуальные проблемы профессионального судебного представительства».

Презентуя на пленарном заседании проект Концепции, Денис Новак прокомментировал позицию Минюста России: поскольку ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, следует наделить правом судебного представительства только лиц, имеющих статус адвоката (с изъятиями, предусмотренными Концепцией). В связи с этим в законодательство об адвокатуре предлагается внести ряд изменений, результатом которых, с учетом предоставления исключительного права судебного представительства адвокатам, должен стать переход значительной части практикующих юристов в адвокатуру. Таким образом, адвокаты и юристы, практикующие сейчас без адвокатского статуса, будут постепенно объединены в одну корпорацию с едиными стандартами. В перспективе право оказывать юридические услуги на возмездной основе в целом останется только за адвокатами и адвокатскими образованиями.

Но на первом этапе, по словам замминистра, предстоит модернизация самой адвокатуры, в том числе создание возможности вести адвокатскую деятельность в коммерческих корпоративных формах. Адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но адвокатам будет разрешено создавать адвокатские образования в организационно-правовых формах коммерческих корпоративных организаций, предусмотренных ГК РФ (общество с ограниченной ответственностью (ООО), непубличное акционерное общество (АО), полное товарищество, производственный кооператив). Для этого необходимо установить специальный статус таких организаций путем включения ограничительных положений в Закон об адвокатуре (по использованию наименований, составу учредителей, предмету деятельности), что допускается п. 4 ст. 49 ГК РФ.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, выступая затем на круглом столе с докладом «Современное состояние института судебного представительства», наглядно продемонстрировал на карте мира, что в большинстве стран, которые принято называть цивилизованными, уже введена «адвокатская монополия» – или только на судебное представительство (например, в Китае, Италии, Белоруссии, Киргизии, прибалтийских и других государствах), или кроме этого на любое юридическое консультирование. Причем в большинстве случаев она установлена законом, хотя есть и такие государства, где это не отражено в законодательстве, однако в судах выступают исключительно адвокаты. Например, «в Испании, Северной Европе и Японии “адвокатская монополия” не установлена, но никому в голову не придет взять доверенность и пойти в суд представлять интересы, скажем, соседа», – отметил президент ФПА РФ.

Юрий Пилипенко также сказал, что количество юристов, не имеющих адвокатского статуса, но регулярно оказывающих правовую помощь, никто точно назвать не может. При этом совершенно очевидно, что большинство из них сосредоточено в крупнейших городах нашей страны, тогда как на периферии представительство в судах осуществляют в основном адвокаты.

Президент ФПА РФ сообщил, что вместо термина «адвокатская монополия», который многим не нравится, можно использовать другое понятие – «исключительное право адвокатов на судебное представительство». Но в любом случае речь идет «не о монополии корпорации, а о монополии профессии», подчеркнул он. Юрист, даже окончивший вуз с красным дипломом, еще не может считать себя представителем этой профессии.

Для того чтобы стать адвокатом, выпускник должен наработать двухлетний стаж по юридической специальности и сдать сложный вступительный экзамен. А получив адвокатский статус, он обязан постоянно повышать свою квалификацию, подчиняться Кодексу профессиональной этики и всегда достойно выполнять свои обязанности, чтобы не быть привлеченным к дисциплинарной ответственности и не попасть таким образом в статистику дисциплинарной практики, которую привел докладчик.

Иную позицию изложил полномочный представитель Правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский. По его словам, если даже адвокатская монополия будет введена, то она только «размоет» адвокатуру. Он считает, что адвокаты должны выполнять публичную функцию, а представители юридического бизнеса – заниматься предпринимательской деятельностью. И если адвокаты «живут под профессиональным кодексом», то для других юристов это неприемлемо. Отстаивая идею введения лицензии на судебное представительство, которую можно было бы получить в общественной организации юристов, Михаил Барщевский не пояснил, будет ли такая лицензия пожизненной, кто может ее отобрать за те или иные проступки и будет ли вообще осуществляться в такой ситуации хоть какой-то контроль за деятельностью юристов, не входящих в профессиональную корпорацию.

Затем слово было предоставлено заместителю министра юстиции Денису Новаку, который, не дублируя свое утреннее выступление, разъяснил некоторые задачи и принципиальные позиции Минюста России.

Главная задача, по его словам, – «урегулировать рынок платных юридических услуг, на котором выявляется больше всего нарушений. Понятно, что есть различного рода правозащитные организации, общества потребителей и иные, за которыми будет сохранено право оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе». Также бесплатно смогут помочь человеку и его родственники. Не затрагивает Концепция и корпоративных юристов.

Идея введения «адвокатской монополии» будет реализовываться постепенно, на вооружение взят «эволюционный подход без резких решений». И прежде чем вводить какую-либо «монополию», нужно создать условия, чтобы в корпорацию вступили те практикующие юристы, которые сейчас не являются ее членами. «Мы пришли к выводу, что уже есть работающий и обладающий механизмом сохранения независимости институт, который будет не только обеспечивать качество оказания юридической помощи, но и защищать адвокатов от различного рода посягательств на эту очень значимую деятельность», – констатировал замминистра.

На первом этапе, в 2018 г., должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и о возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований, обеспечены возможности использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и участия в государственных закупках. На втором этапе, в 2019 г., будут разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру (без сдачи экзаменов или со сдачей тестов в режиме онлайн, но только для юристов, имеющих не менее чем пятилетний стаж работы по оказанию юридических услуг). А затем можно будет провести мониторинг количества адвокатов и стоимости их услуг.

«У нас задача привлечь в адвокатуру только самых лучших», – заявил Денис Новак и призвал «не закрывать глаза на то, что есть целый сегмент среди консультантов и даже адвокатов, которые нацелены лишь на извлечение прибыли». Поэтому нужен механизм, позволяющий «изгонять тех, кто плохо себя показал».

Вице-президент ФПА РФ Генри Резник назвал предложения Барщевского «чудовищными», а программу Минюста «абсолютно приемлемой». Он выступил за унификацию требований, предъявляемых ко всем представителям юридической профессии, оказывающим квалифицированную юридическую помощь неопределенному кругу лиц, и заявил, что объединение юристов может произойти только на базе адвокатуры. При этом, по его мнению, адвокаты сейчас, с точки зрения налогообложения, находятся в худшем положении, чем юристы-предприниматели.

Среди выступавших на круглом столе было много представителей юридической науки. Они рассказывали об условиях введения профессионального представительства в судах, стандартах такого представительства, о том, как нужно изменить качество юридического образования, чтобы достичь этих стандартов. Большинство из них высказались в поддержку предложений о том, чтобы квалифицированную помощь в судах оказывали только профессионалы.

Принципиальным было выступление заведующего отделом имплементации решений судебных органов в законодательство РФ Института законодательства и сравнительного правоведения, заместителя председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ профессора Валерия Лазарева, который обосновал введение «адвокатской монополии» необходимостью реализовать в полном объеме положения ст. 48 Конституции РФ. Именно в этой статье закреплено право на получение квалифицированной юридической помощи, вопросы реализации которого сегодня имеют значительную актуальность: рыночные механизмы, действующие в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, порой делают услуги профессионального юриста недоступными для некоторых слоев населения и, по сути, лишают граждан возможности защитить свои нарушенные права в суде эффективным способом.

Позицию Валерия Лазарева поддержал советник Президента РФ Вениамин Яковлев, который заметил, что государство гарантирует оказание квалифицированной юридической помощи благодаря институту адвокатуры. Гражданин вправе обращаться к кому угодно, но если ему нужна именно квалифицированная помощь, то у него должна быть возможность ее получить. Таким образом, адвокатура является организацией, которая «обеспечивает чрезвычайно важную функцию и несет за это ответственность».

Рассказать: