25 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1025687-7, которым предлагаются изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в связи с принятием Закона о службе в органах принудительного исполнения.
Напомним, как писала ранее «АГ», с 1 января 2020 г. ФССП России стала силовым ведомством. В связи с этим вышеуказанный закон уточнил должности сотрудников службы в органах принудительного исполнения и детализировал возможность присвоения им специальных званий. В частности, были перечислены квалификационные требования к персоналу ФССП России, регламентированы правовой статус сотрудников ведомства, их права и обязанности, требования к служебному поведению, условия контракта и порядок несения службы. После принятия закона сотрудникам ведомства запрещено иметь двойное гражданство, на них распространяются требования антикоррупционного законодательства.
Поступившие в Госдуму поправки, в частности, дополняют перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями СК РФ, преступлениями, совершенными должностными лицами ФССП России, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Законопроект также наделяет следователей ФСБ полномочиями по проведению предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 и 5 ст. 151 УПК РФ и выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых подозреваются сотрудники ФССП.
Адвокат, управляющий партнер АБ «FORTIS» Вячеслав Земчихин отметил, что инициатива наделить следователей ФСБ России полномочиями по расследованию таких уголовных дел вызывает двоякие ощущения. «С одной стороны, законодательная инициатива вполне понятна. Для того чтобы расследовать уголовное дело в отношении представителей, достаточно закрытого во всех отношениях ведомства, необходима другая “весовая категория”, которой ФСБ России, конечно же, обладает. Кроме того, следователям ФСБ будет намного проще взаимодействовать со своими оперативными подразделениями при расследовании преступления, – отметил Вячеслав Земчихин. – С другой стороны, расследование преступлений сотрудниками одного закрытого ведомства в отношении представителей другого закрытого ведомства будет сопровождаться практически полным отсутствием информации о ходе следствия. Уверен, что общественность не увидит даже сухих сводок, а с участников процесса будут браться расписки о неразглашении информации. Боюсь, что подобная перспектива в первую очередь усложнит работу защитников по подобным делам».
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский назвал интересным предложение в части расширения подследственности преступлений, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения, и наделения правом производства следственных действий следственных служб ФСБ России. «По общему правилу, следственные действия органами ФСБ производятся, в частности, в случае обнаружения преступления органами этой службы, совершения коррупционных преступлений и преступлений против интересов службы. Необходимо также учитывать, что сотрудники ФССП в процессе своей деятельности нередко совершают или им предлагают совершить латентные преступления в части вымогания поборов за неисполнение или, напротив, за исполнение своих обязанностей», – отметил он.
По словам эксперта, ранее органы ФСБ России были вынуждены (кроме преступлений специальных составов, отнесенных к подследственности следователей ФСБ) передавать эти дела следователям СКР или МВД. «Такая передача происходила даже в тех случаях, когда сотрудники ФССП подозревались в совершении преступлений в связке с криминальными группировками. Это приводило зачастую к поверхностному расследованию таких дел, и, кроме того, следователи СКР (а тем более МВД) нередко подвержены постороннему и нежелательному, с точки зрения ФСБ, влиянию», – пояснил Владислав Лапинский.
Он добавил, что сосредоточение оперативного расследования преступлений и следствия у органов ФСБ в отношении преступлений, совершенных сотрудниками ФССП, позволит расследовать их быстрее и полнее. «Что касается адвокатской работы, с одной стороны, работа защитника в уголовных делах, подконтрольных органах ФСБ, отличается большими сложностями и неудобствами ввиду закрытости этой службы по сравнению со следствием СКР и МВД», – согласился эксперт.
С другой стороны, отметил Владислав Лапинский, следствие ФСБ проводится, как правило, более тщательно и полно и, самое главное, более четко, в том числе в части соблюдения следователями этой службы прав подзащитных. «Мне приходится часто работать со следствием ФСБ России, и, за исключением отдельных случаев, претензий к ним нет, а отдельные случаи "непонимания" между нами всегда оперативно разрешались руководством этой службы. В целом частичную передачу следствия в органы ФСБ России я могу только приветствовать», – подытожил адвокат.