×

Идеи права и справедливости в европейской традиции

16 мая в рамках III Петербургского Международного Юридического Форума состоялся круглый стол «Идеи права и справедливости в европейской традиции».
Модератором сессии стал Юрий Зудов, советник Министра юстиции Российской Федерации. Министр юстиции Александр Коновалов также участвовал в дискуссии.

Модератором сессии стал Юрий Зудов, советник Министра юстиции Российской Федерации. Министр юстиции Александр Коновалов также участвовал  в дискуссии.

Спикеры, среди которых были виднейшие представители профессуры в области теории права и религии, задались вопросом противостояния этического и прагматического подхода к первооснове справедливости. Академическое сообщество было представлено Марком Ван Хуком, профессором Университета Гента, президентом Европейской академии теории права, Вернером Кравицем, профессором Вестфальского университета, директора русско-немецкого центра при ИГП РАН по изучению права, Валентиной Лапаевой, главным научным сотрудником Института государства и права РАН, и Адрианом Лоретаном, профессор университета Люцерн, содиректором Центра сравнительного конституционного права и религии.

Эксперты затронули философскую составляющую правоприменения. В центре внимания оказались вопросы разделения права и правды, определение этих понятий в российской и западноевропейской традиции, проблемы мотивации к соблюдению закона. В рамках обсуждения специалисты попытались вывести тему правовой культуры из узко-прикладной области и изучить ее с точки зрения широкого гуманитарного знания.

Все участников дискуссии сошлись во мнении, что «право» и «правда» – а в широком понимании «милосердие» и «справедливость» – не всегда тождественны. Однако, эти понятия составляют основу идеальной модели большинства утопических философий. На пути к идеальному обществу человечеству приходится одерживать множество побед, но, как отметили участники, в первую очередь победу приходится одерживать над собой, так как главным бичом справедливого права является социальное неравенство.

Своим мнением по этому вопросу поделилась главный научный сотрудник Института государства и права РАН Валентина Лапаева. Прежде всего, она обратила внимание участников на теории о равенстве всех людей перед глобальными угрозами – терроризмом, голодом, стихийными бедствиями. По мнению В. Лапаевой, именно жизненная важность ресурсов при их очевидной ограниченности не даст распределить их несправедливо, так как оказавшиеся обделенными «будут бороться до конца».

«Когда мы говорим о справедливости как социальной добродетели, речь всегда идет о справедливости норм и институтов в сфере распределения социальных благ. Равенство сильных и слабых перед лицом общих угроз дает шанс на справедливое решение этих вопросов. Ибо справедливость – это всегда результат договора», - резюмировала В. Лапаева.

Впрочем, ее коллега из Бельгии Марк Ван Хук напомнил, что после того, как в 18 веке в США была принята декларация независимости, провозгласившая равенство всех людей, рабство просуществовало еще целый век. Причиной этому стал тот факт, что афро-американцев не считали людьми. Следовательно, по его словам, и в сегодняшней модели мышления могут быть «прорехи».

Еще одну проблему, которую предстоит победить на пути к справедливому обществу, эксперты определили как «недоговороспособность». В качестве примера Валентина Лапаева привела невозможность переоценить итоги приватизации 90-х годов в России, хотя этот процесс и был признан мировым финансовым сообществом как «инсайдерский». По ее словам, в российской традиции понимания права оно всегда справедливо и является мощным импульсом к гуманистическому развитию процесса переосмысления права. В философском ключе тему продолжил президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов, приведя в пример приматов, у которых, согласно последним исследованиям, также есть чувство справедливости. А значит, по мнению эксперта, это чувство врожденное.

Ученого поддержал министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов. Министр отметил, что помимо объективных мотивов соблюдать закон, а именно страха и логики, существует еще и зачастую иррациональная потребность человека поступать правильно.

«Такой человек, вне зависимости от того, накажут его или не накажут, безальтернативно будет выполнять то, что должен», - предположил министр. Подводя итоги дискуссии, министр особенно подчеркнул, что прекрасным примером и даже дополнительным мотиватором жить по закону могут стать честные и профессиональные юристы.

Рассказать: