×

Инициативы и приоритеты ФПА

19 сентября в редакции «Российской газеты» прошел деловой завтрак с президентом ФПА РФ Юрием Пилипенко
Президент ФПА РФ ответил на вопросы первого заместителя главного редактора Натальи Татариновой и журналистов «РГ» о некоторых тенденциях правосудия и уголовной политики, об изменениях в законодательстве, касающихся адвокатской деятельности и адвокатуры, рассказал об инициативах Федеральной палаты адвокатов РФ и о приоритетах в ее работе.

Отвечая на вопрос о ситуации с применением меры пресечения в виде заключения под стражу, президент ФПА РФ отметил, что в последнее время положение несколько улучшилось. Например, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2016 г. суды удовлетворили на 17 000 меньше ходатайств о заключении под стражу, чем в 2015 г. (в 2016 г. – 123 296 ходатайств, в 2015 г. – 140 309). За 2017 г. сводных данных пока нет, но известно, что в августе число граждан, содержащихся в СИЗО, уменьшилось на 770 человек.

По мнению Юрия Пилипенко, постепенное сокращение негативной тенденции обусловлено в том числе и реализацией предложений ФПА РФ по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики, сформулированных несколько лет назад в докладе «Об обеспечении гарантий прав подозреваемых и обвиняемых в связи с применением меры пресечения в виде заключения под стражу».

Президент ФПА РФ напомнил также о новых предложениях, которые в августе 2017 г. Федеральная палата адвокатов РФ направила в Государственную Думу и Администрацию Президента РФ. Они ориентированы на осуществление инициатив, высказанных Президентом РФ 3 августа в ходе совещания по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Владимир Путин, в частности, заявил, что считает абсолютно обоснованным освобождение из-под стражи предпринимателей при отсутствии активных действий по ведению следствия. Кроме того, Президент РФ высказался за установление для следственных органов запрета изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях, поскольку это приводит к приостановлению их деятельности.

В развитие этих идей ФПА РФ внесла несколько предложений.

Во-первых, дополнить ст. 109 и 110 УПК РФ нормами о том, что продление срока содержания под стражей не допускается при наличии необоснованных задержек производства с участием обвиняемого в период его содержания под стражей, следственных и (или) иных процессуальных действий. Срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен быть обоснован и соответствовать продолжительности производства конкретных следственных или иных процессуальных действий с участием обвиняемого.

Во-вторых, ввести прямой запрет на изъятие электронных носителей информации в ходе следственных действий по месту ведения предпринимательской деятельности, а также по месту нахождения коммерческой организации, ее органа управления, филиала или представительства (в случае необходимости содержащаяся на серверах и жестких дисках информация должна копироваться лицом, проводящим осмотр, обыск или выемку, с последующим приобщением к материалам уголовного дела).

В-третьих, ввести внесудебный механизм борьбы с необоснованными задержками – в этом случае мера пресечения в виде заключения под стражу должна отменяться или заменяться на более мягкую (предлагается расширить круг лиц, правомочных отменить или изменить меру пресечения, включив в него прокурора и руководителя следственного органа).

По мнению ФПА РФ, указанные положения должны распространяться на все категории обвиняемых, а не только на предпринимателей, чтобы исключить дискриминацию.
Юрий Пилипенко сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ получила благодарность из Государственно-правового управления Президента РФ за оперативный отклик, и выразил надежду, что законопроект уже запущен в работу в рамках реализации поручений главы государства.

***

Касаясь предстоящего в 2018 г. реформирования суда с участием присяжных заседателей – введения этой формы судопроизводства не только на уровне субъекта РФ, но и на районном уровне, с одновременным сокращением числа присяжных в коллегиях соответственно до восьми и шести, президент ФПА РФ в первую очередь подчеркнул принципиальное значение расширения компетенции суда присяжных для реализации принципов состязательности процесса и равенства сторон. В подтверждение он привел статистические данные, согласно которым доля оправдательных приговоров в обычном суде составляет около 0,1% от общего числа дел, тогда как суды присяжных оправдывают в 10–15% случаев.

Кроме того, по мнению Юрия Пилипенко, расширение сферы применения института суда присяжных необходимо для развития гражданского общества и социального прогресса в целом, поскольку способствует увеличению числа граждан, которые путем участия в отправлении правосудия привлекаются к управлению делами государства. Если в последние годы суды присяжных рассматривают от 300 до 500 дел в год, то благодаря реформе количество таких дел возрастет как минимум до 5000.

Упомянув о данных некоторых научных исследований, согласно которым оптимальное для принятия объективного решения число присяжных в коллегии должно составлять 12, президент ФПА РФ привел позицию Федеральной палаты адвокатов РФ: рассмотрение дела коллегией присяжных, даже если их меньше 12, предпочтительней разбирательства, проводимого одним федеральным судьей. Причина в том, что российский уголовный суд «попал в колею обвинительного уклона», обусловленного как психологическим фактором – внутренней установкой на поддержание обвинения, сохранившейся еще с советского времени, так и зависимостью судей от знакомых в правоохранительных органах (это неизбежно в небольших городах и районах, где все юристы друг друга знают).

Юрий Пилипенко сообщил, что Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по поручению Президента РФ готовит предложения по реформированию системы судопроизводства и обратился в ФПА РФ с просьбой включиться в эту работу. По мнению ФПА РФ, в этой сфере могут быть предусмотрены такие меры, как перевод судей по истечении определенного количества лет в другие субъекты РФ, размещение апелляционной и кассационной инстанций в разных регионах, сокращение полномочий председателей судов.

***

Характеризуя процессуальные полномочия стороны защиты, Юрий Сергеевич подробно остановился на инициированных Президентом РФ изменениях, которые внесены в Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ и направлены на обеспечение дополнительных гарантий независимости адвокатов. Он особо выделил новую редакцию ст. 161 УПК РФ, устанавливающую перечень сведений, на которые не распространяется запрет на предание гласности данных предварительного расследования, а также введенную в УПК РФ этим законом ст. 450.1, устанавливающую порядок производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. В частности, данные действия производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, на основании постановления судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки и в присутствии обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну, представителя адвокатской палаты субъекта РФ; в постановлении судьи указываются данные, служащие основанием для производства указанных следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты; в ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.

***

Отвечая на вопрос о так называемых карманных адвокатах, президент ФПА РФ пояснил, что их наличие обусловлено прежде всего заинтересованностью сотрудников правоохранительных органов в том, чтобы защитники не занимали принципиальную позицию, а просто подписывали протоколы или убеждали своих доверителей признать вину. По его словам, составляются даже «черные списки» неугодных правоохранительным органам адвокатов, которых стараются не приглашать в качестве защитников по назначению.

Федеральная палата адвокатов РФ работает над тем, чтобы полностью исключить возможности для незаконной деятельности «карманных адвокатов». В этом отношении очень важную роль играют внесенные в УПК РФ и в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (федеральными законами от 17 апреля 2017 г. № 73-ФЗ и от 29 июля 2017 г. № 269-ФЗ соответственно) изменения, согласно которым ФПА РФ определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, и поручает советам адвокатских палат организацию его исполнения.

В настоящее время в региональных адвокатских палатах применяются разные подходы к организации участия адвокатов в оказании юридической помощи по назначению – распределение дел координатором между дежурными адвокатами, прием и распределение заявок в специальном кол-центре, электронная система распределения дел. Последний способ является наиболее эффективным и полностью исключающим возможность незаконного взаимодействия адвокатов с сотрудниками правоохранительных органов, поэтому Федеральная палата адвокатов РФ, определяя единый порядок, ставит своей конечной целью создание общей для всей страны электронной системы распределения дел по назначению.

***

Одной из серьезнейших проблем, связанных с участием адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению, президент ФПА РФ назвал «проблему недофинансирования» – унизительные ставки и хроническую задолженность со стороны государственных органов, производящих выплаты.

Касаясь качества юридической помощи, которую оказывают адвокаты, участвующие в судопроизводстве по назначению, Юрий Сергеевич отметил роль принятого VIII Всероссийским съездом адвокатов Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Этот документ содержит минимальные требования, выполнение которых гарантирует, что юридическая помощь является квалифицированной. Он призван служить ориентиром как для адвокатов, так и для квалификационных комиссий, рассматривающих дисциплинарные производства по жалобам на некачественную защиту.

В повестке дня – принятие Стандарта повышения квалификации, сообщил Юрий Пилипенко. Повышение квалификации он охарактеризовал как одно из приоритетных направлений работы ФПА РФ, в котором важную роль играет новый проект – транслируемые каждый месяц на сайте fparf.ru вебинары с участием лучших специалистов во всех отраслях права. По словам президента ФПА РФ, благодаря развитию этого и других проектов по повышению квалификации адвокаты через несколько лет станут наиболее профессиональными участниками судебного процесса и всех юридически значимых действий.

Рассказать:
Яндекс.Метрика