Госдума приняла в первом чтении поправки в УПК РФ, согласно которым срок содержания под стражей в период предварительного расследования будет исчисляться с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до момента направления уголовного дела прокурору. При этом в случае направления уголовного дела прокурору срок содержания под стражей может быть продлен на срок, необходимый для принятия решения по поступившему уголовному делу самим прокурором, а также судом.
В обоснование необходимости принятия законопроекта его авторы указывают на несогласованность норм, регламентирующих сроки предварительного расследования и содержания под стражей. В связи с этим следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного следствия или дознания для содержания обвиняемого под стражей в период рассмотрения прокурором уголовного дела, когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, а производство расследования фактически окончено. В результате сроки предварительного расследования необоснованно увеличиваются. Продление срока предварительного расследования, по мнению авторов законопроекта, требует значительных временных затрат, в том числе связанных с необходимостью передачи уголовного дела на рассмотрение руководителя вышестоящего следственного органа, находящегося не по месту производства расследования.
Ранее в своей правовой позиции ФПА РФ указывала, что, вопреки утверждению авторов законопроекта, несогласованность норм о процессуальных сроках отсутствует, поскольку срок предварительного расследования не должен соответствовать сроку содержания обвиняемого под стражей в период предварительного расследования.
А аргумент о том, что сложность процедуры продления связана с необходимостью передачи уголовного дела на рассмотрение руководителя вышестоящего следственного органа, находящегося не по месту производства расследования, является надуманным. «Прокуроры способны организовать процессуальный надзор таким образом, чтобы следователи и дознаватели предоставляли первым такую возможность», – отмечается в правовой позиции ФПА РФ.
ФПА РФ также обращала внимание на то, что законопроектом фактически предлагается увеличить предельные сроки содержания под стражей на этапе досудебного судопроизводства по уголовным делам. «Предложения авторов законопроекта лишают обвиняемых права быть освобожденными из-под стражи при истечении предельных сроков», – подчеркивается в правовой позиции ФПА РФ.
В целом же законопроект, по мнению ФПА РФ, преследует цель «облегчить» деятельность стороны обвинения на досудебной стадии при отсутствии каких-либо заметных и обоснованных причин для этого ценою нарушения конституционных прав граждан.
В своем заключении на проект закона Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству поддержал его принятие в первом чтении. При этом комитет рекомендовал уточнить вопрос о соотношении правил исчисления срока содержания под стражей отдельно для досудебного производства и предварительного расследования с положениями ч. 1–3 ст. 109 УПК РФ, определяющими предельные сроки содержания под стражей. В частности, если положения ч. 1–3 ст. 109 УПК РФ не будут распространяться на стадию рассмотрения прокурором поступившего к нему уголовного дела, увеличатся предельные сроки содержания под стражей при производстве предварительного следствия – на 10 дней, а в случае сложности или большого объема уголовного дела – на 30 дней, что может повлечь ограничение прав обвиняемых, находящихся под стражей. В комитете считают, что данные замечания можно учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.