21 апреля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 945998-7, наделяющий Минюст России правом оспаривать нормативные правовые акты, не соответствующие федеральному законодательству, в рамках административного судопроизводства.
Законопроектом предлагается наделить Минюст России правом обратиться в суд с административным иском о признании нормативного правового акта субъекта РФ, устава муниципального образования или поправок в него не действующими полностью или в части, если результаты правовой экспертизы выявили несоответствие такого документа иному НПА с большей юридической силой либо нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
Такой судебный иск может быть подан министерством не ранее чем через три месяца со дня получения органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, заключения по проведенной правовой экспертизе. Соответствующие изменения вносятся в ст. 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства.
По мнению разработчиков поправок, в настоящее время Минюст России не обладает достаточным объемом прав для эффективного и оперативного реагирования на выявленные нарушения федерального законодательства, поскольку его заключения носят рекомендательный характер и не предполагают права подачи в суд административных исков для оспаривания положений актов, нарушающих требования законодательства РФ. «Работа по устранению выявленных нарушений значительно затягивается в связи с необходимостью дополнительного направления заключений Минюста России и его территориальных органов в органы прокуратуры для побуждения органов государственной власти субъектов РФ проводить эту работу», – отмечено в пояснительной записке.
Авторы поправок уверены, что реализация новелл не приведет к дублированию полномочий Минюста России и органов прокуратуры, а создаст дополнительные возможности для выявления и устранения норм, противоречащих федеральному законодательству. «Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать более оперативному исключению из нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов и муниципальных актов норм, противоречащих законодательству, что повысит гарантии защиты прав граждан и обеспечения интересов государства», – отмечено в тексте пояснительной записки.
Комментируя предлагаемые поправки в КАС, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Минюст и его территориальные органы в целях создания единого правового пространства участвуют в нормотворческой деятельности органов государственной власти и реализуют в масштабах государства правовую экспертизу большинства законов и иных нормативных правовых актов.
«При проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов министерство выполняет целый ряд действий: это и оценка акта с точки зрения соответствия его действующему законодательству; и правовая оценка предмета его правового регулирования, компетенции органа, его принявшего, содержащихся в указанном акте норм; и анализ последствий применения норм подвергаемого экспертизе акта, а также возможности возникновения пробелов в правовом регулировании при отмене правового акта и т.д.», – пояснила она.
По словам эксперта, проводимая Минюстом России правовая экспертиза на сегодняшний день малоэффективна, полномочия его ограничены, поскольку ведомство не имеет права отмены незаконного акта, а только лишь право представить в орган, издавший его, мотивированное заключение. «Законопроектом предлагается усовершенствовать нормоконтроль Минюста РФ в части контроля за принимаемыми субъектами нормативными правовыми актами. Следует согласиться с тем, что принятие законопроекта будет способствовать более оперативному исключению из нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов и муниципальных актов норм, противоречащих законодательству, что повысит гарантии защиты прав граждан и обеспечения интересов государства», – подытожила Ольга Рогачёва.
Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин предположил, что после принятия поправок последует всплеск дел по оспариванию региональных НПА Минюстом. «В пояснительной записке прямо говорится, что министерство сейчас готовит больше заключений, чем доходит до судов прокурорских исков. Принятие поправок, таким образом, “размоет” полномочия прокуратуры по контролю за законностью в этой сфере. Все это дает повод в очередной раз задуматься о необходимости в современных условиях функции общего надзора в прокуратуре. Он был необходим исторически для охранения законности, однако с развитием специализированного надзора со стороны отдельных ведомств прокурорский надзор все чаще оказывается дублирующей функцией», – отметил эксперт.